Концепция данной Программы основывается на состоянии вопроса энергетики в целом в Российской Федерации, а также тенденциях и направлениях развития топливно-энергетического комплекса области.
На данный момент топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов экономики. Он активно влияет на состояние и перспективы развития экономики: на его долю приходится 26% валового внутреннего продукта, около 30% объема промышленного производства, 25% налоговых доходов консолидированного бюджета и 60% валютных поступлений в страну.
Поэтому целью энергетической политики страны является максимально эффективное использование потенциала энергетического сектора и топливно-энергетических ресурсов для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
Как было отмечено на Третьем энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке", состоявшемся в марте 2005 года в Москве, применение энергосберегающих технологий является основой устойчивого развития топливно-энергетического комплекса России.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предусматривает повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития.
В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25 - 30%, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 3,5 раза, что, в первую очередь, сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции.
Осуществляемая структурная перестройка экономики Российской Федерации позволит компенсировать около половины необходимого прироста энергопотребления и должна быть, в обязательном порядке, дополнена проведением централизованной, целенаправленной энергосберегающей политики, реализацией организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, созданием эффективной законодательной и нормативно-правовой базы как на федеральном, так и региональном уровнях.
Поставленная перед страной задача увеличения темпов роста экономики России и удвоения ВВП при существующей удельной энергоемкости выпускаемой продукции ставит перед отраслями ТЭК проблему резкого увеличения производства энергоресурсов. В то же время, реализация потенциала энергосбережения позволяет значительно сократить темпы прироста производства топливно-энергетических ресурсов при полном удовлетворении потребностей экономики.
Существующий потенциал энергосбережения составляет 360 - 430 млн. тонн условного топлива или 39 - 47% текущего потребления энергии. Почти треть его сосредоточена в отраслях ТЭК (35 - 37% в промышленности, 25 - 27% в ЖКХ).
С целью эффективной реализации такого потенциала Государственной Думой РФ предложены базовые принципы государственной политики в области энергосбережения и конкретные механизмы реализации этих принципов, основными из которых являются:
- законодательная поддержка энергосбережения;
- формирование современной системы стандартов и нормативов энергосбережения;
- развитие системы стимулов энергосбережения, в том числе установление санкций за превышение норм потребления ТЭР;
- энергоаудит и энергонадзор как основа реального определения уровня энергоиспользования и юридического применения системы стимулов и санкций в данной сфере;
- сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на соответствие нормам расхода энергии;
- развитие системы государственной статистики в сфере энергопотребления и энергоемкости;
- государственная поддержка научно-исследовательских энергоэффективных проектов и энергосберегающих технологий;
- распределение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местным самоуправлением в области энергосбережения.
Исходя из того, что одна треть потенциала энергосбережения Курской области сосредоточена в самом топливно-энергетическом комплексе (главным образом в электроэнергетике и теплоснабжении), вторая треть - в промышленности, почти 20% - в коммунально-бытовом секторе, и еще 10% - на транспорте, были выбраны следующие направления реализации энергосберегающих мероприятий: топливно-энергетический комплекс, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и бюджетная сфера, транспорт, сельское хозяйство.
Требования действующих Федерального закона "Об энергосбережении" и Закона Курской области "Об энергосбережении" исходят из необходимости снижения энергетических затрат на выпускаемую продукцию и сокращение загрязнения окружающей среды. По аналогичным соображениям направление бережливого применения всех видов энергии давно признано одной из главных национальных идей человечества.
Поскольку область не располагает месторождениями топлива и является в этой части дефицитной, то энергосбережение не только необходимо, но и актуально для нашей территории, в том числе и из-за наблюдаемого ежегодного прироста потребления электроэнергии (таблица N 3).
Разработка данной областной Программы была продиктована еще и тем, что наличие частично стихийной практики рационального и экономного использования ТЭР всегда характеризуется нехваткой финансовых средств и отклонениями от главной технической политики.
Имеющиеся автономные программы энергосбережения не стабилизировали потребности в ТЭР, поскольку многочисленные акционерные общества, комбыт, сельское хозяйство и прочие потребители не включились в полной мере в энергосбережение.
Кроме того, в условиях роста цен на нефть, газ и уголь, тарифов на тепло- и электроэнергию Программа позволит смягчить социальные условия жизни населения области.
Таким образом, концепция Программы включает в себя:
- предпосылки для решения вышеперечисленных проблем;
- методы и средства реализации энергосберегающей политики на территории области;
- совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения;