Жилищно-коммунальное хозяйство Курской области представляет собой многоотраслевой комплекс. В области функционируют более 130 предприятий и учреждений жилищно-коммунального хозяйства с общей численностью работающих, превышающей 15 тыс. человек.
В эксплуатации предприятий жилищно-коммунального хозяйства области находится 9,4 млн. кв. м муниципального жилищного фонда, 112 котельных суммарной мощностью 877,8 Гкал/ч, 815 трансформаторных подстанций суммарной мощностью 480,9 тыс. кВА; 1773,6 км тепловых (в однотрубном исчислении), 2772,1 км электрических, 2275,2 км водопроводных, 828,4 км канализационных сетей. Мощность водозаборов - 394,3 тыс. м3/сут., мощность очистных сооружений - 256,3 тыс. м3/сут.
Стоимость основных производственных фондов составляет порядка 26 млрд. рублей.
Объем услуг, работ и продукции, произведенных предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Курской области в 2004 г., составил 3,2 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2003 г. на 11,2%.
Проблемы жилищно-коммунального комплекса и причины их возникновения общеизвестны. Высокая степень износа основных фондов, длительный период дотационного существования, применение тарифов ниже экономически обоснованных ограничивают возможности для развития конкурентной среды и привлечения инвестиций; большие потери энергии, воды и других ресурсов ведут к неэффективной работе предприятий, неудовлетворительное финансовое положение которых в значительной степени связано с высокими затратами и отсутствием экономических стимулов снижения издержек на оказание жилищных и коммунальных услуг.
Активная реализация энергосберегающей политики в ЖКХ и бюджетных организациях области возможна только при наличии целостного системного подхода, который включает в себя формирование нормативных правовых документов, механизмов экономического стимулирования, методологических и научных разработок.
Сегодня в стоимости жилищно-коммунальных услуг доля затрат на энергоснабжение (горячая вода, отопление, газо- и электроснабжение) составляет более 60%, а по многим муниципальным образованиям области превышает 90%.
При этом весьма велик потенциал сокращения основной части этих затрат - затрат на теплоснабжение, составляющих более 70% от затрат на энергоснабжение. Затраты энергии на отопление единицы площади в нашей области примерно в 2 раза выше, чем в Германии, и в 3,5 раза выше, чем в Швеции и Финляндии.
Таким образом, резервы энергоресурсосбережения в сфере ЖКХ огромны. Прежде всего, весьма неэффективным, с точки зрения энергоиспользования, является жилой фонд, значительную долю в котором составляют дома из сборного железобетона, считающиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями. Кроме того, как показывает опыт эксплуатации, фактические потери тепла в таких домах на 20 - 30% выше проектных из-за низкого качества строительства и несоблюдения норм эксплуатации.
Только в г. Курске более 1000 жилых зданий требуют повышения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций. Однако данный вид работ при существующих тарифах на тепловую энергию, имеет длительный срок окупаемости. В связи с этим, указанные мероприятия следует выполнять при проведении капитальных ремонтов или в проблемных жилых домах, где в зимний период нарушаются санитарные нормы проживания.
Не менее существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Только из-за низкого качества теплоизоляции трубопроводов и их обводненности дополнительно теряется до 30 - 40% тепла.
Как показывает практика "сквозного" аудита, более 30% потенциала экономии энергии сосредоточено в городских системах инженерного оборудования.
В связи с этим в рамках Программы предусмотрен ряд проектов по реконструкции тепловых пунктов и насосных станций муниципальной энергетики.
Все перечисленные проблемы в полной мере относятся и к зданиям организаций и учреждений бюджетной сферы.
Сокращение бюджетных затрат на оплату тепло- и электроэнергии позволит высвободить значительные средства на решение многочисленных проблем социальной сферы.
Поэтому для сокращения потребления энергоресурсов в бюджетных учреждениях области в период реализации Программы необходимо:
- в 2006 году завершить установку приборов учета ТЭР;
- обеспечить сервисное обслуживание приборного парка;
- переводить источники теплоснабжения бюджетных учреждений на газообразное топливо;
- приступить к внедрению автоматизированных тепловых пунктов;
- производить установку энергоэкономичных светильников;
- при проведении капитальных ремонтов осуществлять утепление ограждающих конструкций.
При выполнении перечисленных мероприятий оплата за потребляемые энергоресурсы из областного и муниципальных бюджетов снизится до 30%.
Также для бюджетных учреждений является важным фактором, с какой эффективностью работает муниципальная энергетика.
В связи с чем раздел Программы ЖКХ включает в себя как долгосрочные высокозатратные мероприятия (строительство новых и реконструкция существующих котельных, прокладка тепловых сетей и др.), так и малозатратные мероприятия со сроком окупаемости до 1 года (внедрение приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов, повышение КПД котлов, оптимизация водоподготовки и др.).
Основные направления реализации вышеперечисленных мероприятий:
1. На стадии производства энергии:
- децентрализация теплоснабжения в тесной увязке с газификацией населенных пунктов;