Для России в ближайшее время станет проблематична успешная интеграция отечественной экономики в мировое содружество, принимая во внимание значительное превышение энергетической составляющей в себестоимости аналогов производимой продукции в России и за рубежом. Именно данный аспект - снижение затрат на производство продукции за счет снижения энергетических издержек - является в настоящее время одним из главных.
Решение задач по сокращению потребления ТЭР за счет энергоэффективности в бюджетной сфере позволяет высвобождающиеся средства направлять на реализацию социальных программ.
Энергосберегающая политика в сфере ЖКХ смягчает процесс реформирования этой отрасли, в первую очередь, для населения.
Поэтому приоритетной задачей является увеличение потенциала сбережения энергии по сравнению с сегодняшним днем. Это позволит сократить избыточный внутренний спрос на топливно-энергетические ресурсы, стимулировать снижение цен на энергоносители и обеспечить надежность энергопотребления для всех категорий потребителей.
Значительным барьером на пути практического осуществления энергосбережения в современных условиях является ограниченность инвестиционных ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Выделенные средства на реализацию программы энергосбережения в 2002 - 2004 годах составили 422 млн. рублей.
Финансирование в таком объеме недостаточно, так как для реализации потенциала энергосбережения в Курской области только в ТЭК, ЖКХ и промышленности требуется 3200 млн. рублей (в ценах 2002 года).
Проведенная в 2002 - 2004 году работа по энергосбережению подготовила необходимую базу для создания в области на основе системного подхода с использованием опыта других регионов страны комплексного государственного управления энергосбережением в регионе, что позволяет расширить возможности инвестирования средств в энергосбережение в период реализации областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на период 2006 - 2010 гг.".
Уровень инвестиционной активности и формы финансирования инвестиций при освоении потенциала энергосбережения в области зависят от производственной специфики структурных подразделений и состава участников инвестиционной деятельности и определяются наличием внутренних (собственных) финансовых ресурсов предприятий и организаций, степенью государственной поддержки на федеральном, областном и муниципальном уровнях, доступностью внешних источников инвестирования.
У государства, как инвестора, существуют две формы инвестиционного регулирования энергосбережения - прямое и косвенное.
Прямая государственная поддержка включает частичное финансирование проектов энергосбережения из федеральных средств по федеральным целевым программам.
В Программе разработаны проекты для финансовой поддержки в рамках "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года, и предлагаемые объемы приведены в таблице N 9.
ЭНЕРГОСБРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Таблица N 9
(в ред., введенной в действие постановлением Курской областной Думы от 15 ноября 2007 года N 507-IV ОД, - см. предыдущую редакцию)
Источники финансирования | 2006 | 2007 |
Федеральный бюджет, млн. руб. | 13,6 | 36,7 |
Всего, млн. руб. | 50,3 |
Предложения по участию Курской области в ФЦП составлены в ходе разработки данной Программы и представлены в департамент топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Включенные в заявку первоочередные энергосберегающие инвестиционные проекты Курской области имеют инновационный характер и отвечают приоритетам и критериям отбора мероприятий, объектов и проектов при формировании федеральных целевых программ и источников их финансирования.
Реализация данной Программы позволит обеспечить привлечение федеральной поддержи в объеме 50,3 млн. руб.
(в ред., введенной в действие постановлением Курской областной Думы от 15 ноября 2007 года N 507-IV ОД, - см. предыдущую редакцию)
Косвенное государственное регулирование энергосберегающей деятельности в Курской области обеспечивает:
- создание благоприятного инвестиционного климата при проведении энергосберегающих мероприятий;
- страховую поддержку проектов в области энергосбережения;
- ускоренную амортизацию энергосберегающего оборудования.