Недействующий

Об областной целевой программе "Энергосбережение Курской области на период 2006 - 2010 гг." (с изменениями на 15 ноября 2007 года)

5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ. СТРУКТУРА И НОРМАТИВНАЯ БАЗА


Основой государственной политики в сфере энергосбережения служит соответствующая нормативная правовая база. В Российской Федерации приняты и действуют 43 региональных закона об энергосбережении, создано 24 фонда энергосбережения, организованы и действуют 75 центров энергосбережения.

В 78 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются более 650 программ энергосбережения, в том числе 45 региональных, 69 - по отдельным направлениям отраслей экономики (ТЭК, ЖКХ, образование и др.).

При методической поддержке Минэнерго России (ныне Минпромэнерго РФ) 26 федеральных министерств и ведомств разработали отраслевые программы энергосбережения. Объемы потребления этих отраслей составляют порядка 90% от суммарного энергопотребления всех объектов федеральной собственности.

В общей сложности в субъектах Федерации принято 362 различных нормативных акта в области энергосбережения.

Анализ проводимого в Российской Федерации комплекса мероприятий по энергосбережению показывает, что можно говорить об определенных позитивных результатах. В частности, возросла заинтересованность и активность регионов в проведении энергосберегающей политики.

В то же время темпы роста энергоэффективности Российской экономики недостаточны для требуемого временем снижения энергоемкости ВВП страны. Основным сдерживающим фактором является устаревшая нормативная правовая база, регулирующая государственную политику в сфере энергосбережения.

В связи с этим возникает необходимость кардинальной переработки Федерального закона "Об энергосбережении". В ее основе должна быть заложена идея совершенствования действующих и введение принципиально новых механизмов правового регулирования в сфере энергосбережения.

Целью указанного проекта федерального закона должно стать обеспечение законодательной базы для разработки и реализации мер финансового, технического и организационного характера, призванных в короткие сроки стимулировать достижение максимального уровня энергоэффективности производства как отдельных хозяйствующих субъектов, так и российской экономики в целом.

В проекте федерального закона необходимо закрепить основополагающие принципы государственной политики в области энергосбережения с определением конкретных механизмов реализации этих принципов.

Такие механизмы должны предусматривать:

- законодательную поддержку мероприятий в сфере энергосбережения;

- формирование современной системы стандартов и нормативов энергопотребления, предусматривающей при этом планомерность их введения;

- развитие системы стимулирования мероприятий в сфере энергосбережения, в том числе определение санкций за превышение норм потребления энергоресурсов;

- установление системы энергоаудита и энергонадзора как основы реального определения уровня эффективности энергоиспользования и юридического применения системы стимулов и санкций в данной сфере;

- введение государственной сертификации энергопотребляющих приборов и оборудования широкого применения на соответствие нормам расхода энергии;

- развитие системы государственной статистики в сфере энергопотребления и энергоемкости;

- государственная поддержка научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок, направленных на широкое внедрение новейших энергосберегающих технологий;

- четкое разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами самоуправления в сфере энергосбережения.

Правительство Российской Федерации определило ответственным разработчиком нового Федерального закона "Об энергосбережении" Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, соисполнителями закона - Минэкономразвития России, Федеральную службу по тарифам, Федеральную антимонопольную службу, Минобрнауки России.

Внесение данного законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрено в декабре 2005 года.

В связи с образованием Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации изменилась схема регулирования деятельности по энергоэффективности и энергосбережению на федеральном уровне.

Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго) образовало территориальные ФГУ для управления и координации работ по обеспечению энергоэффективного использования ТЭР и проведения энергосберегающей политики.

Курская область вошла в Юго-западный филиал Федерального государственного учреждения "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Средне-Окском регионе".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ФГУ "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Средне-Окском регионе" приказом N 4 от 05.04.2005 создало Юго-Западный филиал Федерального государственного учреждения "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Средне-Окском регионе", осуществляющий свою деятельность на территории Курской и Орловской областей с местонахождением в г. Курске.

Основной задачей филиала является реализация мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов, снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи, переработки, хранения, транспортировки, использования, реализации, утилизации, а также рациональному и эффективному использованию угля, торфа, сланцев, дров, нефти, газа и продуктов их переработки, электрической, тепловой энергии и нетрадиционных видов топлива в организациях независимо от форм собственности.

Необходимо ввести осуществление государственного контроля:

- за внедрением и соблюдением организациями, независимо от форм собственности, энергосберегающих технологий;

- за соблюдением организациями, независимо от форм собственности, необходимых организационных и технических мер, обеспечивающих эффективное, рациональное использование ТЭР, сохранение их количества и качества;