В области завершен первый этап земельных преобразований. В ходе земельной реформы ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
Проведена реорганизация 554 колхозов и совхозов. Образовалось 897 хозяйств. Осуществлена приватизация 1873,5 тыс. гектаров земель области (62,5%). Собственниками земельных долей стали 295,5 тыс. работников.
Создан фонд перераспределения на площади 254,9 тыс. гектаров. Часть земель фонда передана в ведение городских, поселковых и сельских органов власти для осуществления ими своих полномочий по распоряжению землей.
Расширяются приусадебные земли, развиваются коллективное садоводство и огородничество, индивидуальное жилищное и гаражное строительство:
- владельцами приусадебных земель стали 228,8 тыс. человек на площади 115,8 тыс. га;
- владельцами садовых и огородных участков - 173,8 тыс. человек на площади 18,9 тыс. га;
- участниками индивидуального жилищного строительства - 72,5 тыс. человек на площади 8,7 тыс. га;
- участками для сенокошения и выпаса скота пользуются 133,1 тыс. человек на площади 202,8 тыс. га.
Введена и действует платность землепользования. Ставки земельного налога и арендная плата за землю дифференцированы в зависимости от функционального использования, качества земельных участков и их местоположения.
Обеспечены поступления земельных платежей во все уровни бюджетов в 1999 году - 171,7 млн. рублей, в 2000 году - 211,4 млн. рублей, в 2001 году - 306,8 млн. рублей. В территориальный бюджет в 2001 году поступило 225,6 млн. рублей.
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. В 2001 году зарегистрировано 5860 случаев сделок с землей, из них: 2612 сделок по купле-продаже земельных участков, 2976 - передачи по наследству, 272 дарения.
Эффективное управление и использование земельных ресурсов, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере управления недвижимостью ограничены отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета, оценки, налогообложения.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качества земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, совершенствовать систему управления недвижимости, находящейся в государственной и муниципальной собственности.