Недействующий

Об областной программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы"

Энергоресурсосбережение


Энергосберегающая политика в условиях роста цен на энергоносители, сокращения бюджетных дотаций на топливо и энергообеспечение и ухудшения экологической обстановки приобретает одно из первостепенных значений.

В Курской области, как и в целом в России, сохраняются негативные тенденции при использовании топливно-энергетических ресурсов. Проводимая работа по энергосбережению на большинстве предприятий области является слабой и малоэффективной. Это связано с рядом причин, а именно:

отсутствием на региональном уровне основ политики по энергосбережению в виде соответствующей нормативной базы;

задержкой в разработке предприятиями и отраслями местных программ энергосбережения;

отсутствием практического опыта в энергетическом планировании.

Положение усугубляется возрастающей из года в год энергоемкостью промышленной продукции, вызванной общим спадом производства и технологическим несовершенством основных производственных фондов, растущими неплатежами за использованные энергетические ресурсы, закупкой 82% потребляемой электроэнергии с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).

Специфика структуры энергопотребления Курской области обусловлена наличием десятков высокоэнергоемких промышленных предприятий, а также горнорудного комплекса ОАО "Михайловский ГОК" и государственного предприятия "Курская АЭС".

РАО "ЕЭС России" обеспечивает энергоснабжение всей территории страны, имея резервы генерирующих мощностей всего 5 - 6%. В то же время при аварийном режиме работы электростанций надежность энергоснабжения гарантируется, как показывает опыт других стран, лишь при большом резерве. Таким образом, при ожидаемом подъеме темпов роста производства отраслей экономики это неминуемо приведет в будущем к нехватке топливно-энергетических ресурсов.

В этих условиях комплексное решение проблем сбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов приобретает первостепенное значение.

Недооценка важности и безотлагательности решения назревших проблем энергосбережения стала одной из причин снижения уровня жизни населения, повлекла ослабление конкурентоспособности продукции и услуг предприятий, а также обострения ряда социально-экономических проблем. На повышение эффективности энергоиспользования негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные непроизводительные потери энергоресурсов, расточительность и бесхозяйственность в их расходовании, плохо налаженный учет и контроль за использованием топлива и энергии.

Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена также несовершенством, а порой и отсутствием необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, а также недостаточным и некомплексным их применением.

В Программе сформированы конкретные направления реализации энергосберегающей политики. Обеспечение потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоносителей и питьевой воды одновременно с реализацией энергосбережения в коммунально-бытовом секторе позволит уменьшить потребность в энергоресурсах и сократить на 20 - 25% затраты бюджетных организаций на топливоэнергообеспечение.

Для достижения целей региональной энергетической политики областными и муниципальными органами управления энергетическим хозяйством области необходимо в рамках действующего законодательства обеспечить:

создание необходимой нормативно-правовой базы энергосбережения;

проведение активной энергосберегающей политики, образование системы управления энергосбережением;

оснащение потребителей приборами и системами учета энергоресурсов;

создание областного рынка энергоресурсов и конкурентной среды за счет поддержки "малой" энергетики, вовлечение местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии;

создание системы контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов;

популяризацию среди населения энергосберегающей идеологии и обязательность преподавания основ эффективного использования энергии;

подготовку и переподготовку специалистов в области энергосбережения.

Реализация энергосберегающей стратегии в регионе окажет положительное влияние на развитие экономики области, совершенствование технологической базы в производственной сфере и социально-бытовом секторе, позволит снизить инфляционные процессы, повысить конкурентоспособность товаропроизводителей, благоприятно скажется на росте внутреннего валового продукта области, и, в конечном итоге, на повышении уровня жизни населения.

Практическая реализация мер по энергосбережению в области осуществлялась, в основном, за счет собственных средств предприятий и организаций.

Опыт реализации энергоэффективных проектов показывал, что издержки на данные мероприятия в 3 - 5 раза меньше, чем затраты на производство дополнительной энергии.

В Курской области были реализованы следующие энергосберегающие проекты:

- ОАО "Счетмаш".

Внедрение на ОАО "Счетмаш" малозатратных, быстроокупающихся энергосберегающих проектов дало экономию тепловой энергии в объеме 19,5 тыс. Гкал в год, а затраты на энергоносители в структуре себестоимости продукции были снижены с 13 до 4,5% что в денежном выражении, с учетом внедрения энергосберегающего проекта на первой площадке, составило за три года 2363 тыс. рублей;

- ОАО "Пикур".

Установлена автоматизированная система управления "Теплоэнергоучет". В результате на предприятии достигнуто уменьшение удельных расходов электрической энергии, пара, воды на разных стадиях технологического процесса производства пива;