Существующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, так как не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства.
Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры - одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.
Для развития экономических механизмов тарифного регулирования необходимо обеспечить единую методологическую базу для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимо установить единые принципы государственного тарифного регулирования, увязывающие изменения тарифов на газ (федеральный уровень) и электрическую энергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение (муниципальный уровень), а также возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплатить услуги по новым тарифам.
Эффективное регулирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства области будет основываться на определении целей деятельности этих предприятий, решении вопросов формирования и утверждения тарифов и проведения мониторинга предприятий жилищно-коммунального хозяйства, что обеспечит органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами.
Определение целей предприятий жилищно-коммунального комплекса основывается на разработанных перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водоснабжения городов и населенных пунктов. Система тарифного регулирования будет обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в том числе:
стимулировать предприятия жилищно-коммунального комплекса к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
способствовать привлечению инвестиций в предприятия жилищно-коммунального комплекса;
обеспечивать предприятиям жилищно-коммунального комплекса формирование необходимого объема финансовых ресурсов;
учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального комплекса.
Помимо создания экономических механизмов, которые стимулировали бы предприятия жилищно-коммунального комплекса самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, необходимо предусмотреть механизм выявления заведомо нерациональных затрат как элемент процедуры тарифного регулирования. При принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований предприятий жилищно-коммунального комплекса, включая проведение независимых экспертиз и проверок.
Система тарифного регулирования должна рассматриваться как средство для достижения поставленных собственником имущества предприятий целей, т.е. тарифы должны обеспечивать предприятиям необходимый им для реализации производственных и инвестиционных программ объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы:
полное возмещение затрат всем участникам процесса предоставления эксплуатационных и коммунальных услуг конечным потребителям. Регулируемое предприятие должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек. Основанием являются мероприятия по реализации утвержденных собственником имущества производственных и инвестиционных программ;
принцип оптимизации интересов всех сторон. Одна из основных задач системы тарифного регулирования - обеспечить в ходе установления тарифа учет и сбалансированность интересов сторон (собственника имущества, регулируемого предприятия, потребителей, инвесторов). Сам процесс формирования тарифа на эксплуатационные и коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей;
последовательность и прогнозируемость изменения тарифов. Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования). Это требование преследует выполнение трех целей. Во-первых, это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать по своему усмотрению. В третьих, данная мера будет способствовать росту экономической определенности для потребителей коммунальных услуг;
принцип публичности и открытости. Процедура тарифного регулирования должна обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для того, чтобы достичь доверия со стороны потребителей эксплуатационных и коммунальных услуг, а также способствовать достижению баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечить необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу;
снижение политизированности ценообразования. Проблема снижения политизированности ценообразования должна быть решена за счет принятия соответствующих принципов и процедур тарифного регулирования, в первую очередь - за счет повышения открытости процесса формирования и утверждения тарифов. Это позволит повысить обоснованность принимаемых решений, а также сглаживать социальные последствия роста тарифов, привлекая потребителей к процессу обсуждения и формирования их величины.
Система тарифного регулирования должна рассматриваться как система, формирующая по отношению к регулируемым предприятиям необходимые условия, в которых они могут реализовывать задачи, поставленные перед ними собственником имущества и зафиксированные в производственной и инвестиционной программах регулируемого предприятия.
Процедура установления тарифов должна быть прозрачной и понятной для всех заинтересованных сторон.
В целях проведения единой политики в области ценообразования и осуществления регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающих согласование интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, создана специализированная постоянно действующая межведомственная комиссия по регулированию цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Курской области. Кроме того, на комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области возложен государственный контроль (надзор) на жилищно-коммунальные услуги Курской области.
Тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксированными в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тарифов, должен закладываться в параметры бюджетов всех уровней в рамках бюджетного процесса.
В процессе установления тарифа необходимо проводить оценку того, насколько предлагаемый тариф приемлем для общества. В этом отношении можно говорить не только об экономической, но и о социальной обоснованности тарифа.
По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг будет осуществляться переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.
Для стимулирования этого процесса необходимо устанавливать тарифы на коммунальные услуги при оборудовании счетчиками ниже, чем тарифы для остальных групп потребителей.
Экспертиза тарифов может проводиться за счет средств органов местного самоуправления и только в части процедуры расчетов тарифов, подготовленных отраслевым подразделением органа местного самоуправления или иным уполномоченным им лицом.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, представляющие тарифы по оказываемым ими жилищно-коммунальным услугам на утверждение (пересмотр) органам местного самоуправления, могут добровольно принять на себя соответствующие обязательства при заключении договора либо с органом местного самоуправления (в т.ч. договоры на исполнение муниципального заказа), либо с экспертной организацией. Такая экспертиза тарифов может проводиться как за счет средств органов местного самоуправления, так и за счет средств хозяйствующего субъекта. Процедура такой экспертизы предполагает проверку финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.