Недействующий

Об областной программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы"

1. Система экономических взаимоотношений
в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы


Действующая система управления жилищно-коммунальным комплексом области характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество в сочетании с сохранившейся со времен плановой экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов.

Долги бюджетов и бюджетных предприятий обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования (в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении), что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2002 г. из 252,4 млн. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, адресные жилищные субсидии, предоставленные гражданам с низким доходами, составили только 77,9 млн. рублей. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидии (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья, включая высокодоходную, в среднем получает от государства 270 рублей в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и, в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер, так как сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями.

Выход отрасли из финансового кризиса должен быть определен рядом мероприятий по:

погашению имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности;

предотвращению последующего нарастания долгов;

обеспечению выполнения бюджетных обязательств;

созданию стимулов повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

В сложившейся ситуации острой нехватки средств для прямого погашения долгов одним из ключевых направлений урегулирования является реструктуризация задолженности.

Исходным пунктом реструктуризации задолженности является ее инвентаризация, которую необходимо закончить до формирования бюджета на 2004 год.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства признают свои обязательства перед бюджетами и внебюджетными фондами и оформляют соглашение о признании задолженности. Если предприятие, предоставляющее услуги жилищно-коммунального хозяйства, не подлежит реструктуризации, крайней мерой его финансового оздоровления является банкротство. При банкротстве любых предприятий объекты жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры по закону передаются в муниципальную собственность.

Проведение инвентаризации и реструктуризации - лишь начальный этап процесса финансового оздоровления отрасли.

Эффективная система тарифного регулирования - один из основных рычагов развития отрасли.

Тарифная политика должна реализовывать следующие принципы:

полное возмещение затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;

снижение политизированности ценообразования и обеспечение его

публичности;

оптимизация интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг;

обеспечение единой методологической базы для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

тарифы на коммунальные услуги должны индексироваться в течение финансового года с учетом роста тарифов на газ и электро-, теплоэнергию.

В то же время необходимо отработать четкий механизм управления дебиторской и кредиторской задолженностью, для этого необходим ее полный учет и анализ.

По состоянию на 01.01.2003 кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства области с учетом пени и штрафов составляет 1498,9 млн. рублей.

Причиной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства области является дебиторская задолженность потребителей коммунальных услуг, которая по состоянию на 01.01.2003 составляет 1366,4 млн. рублей. В свою очередь, предприятия жилищно-коммунального хозяйства штрафных санкций бюджетам и населению предъявить не могут.

Главными должниками предприятий жилищно-коммунального хозяйства являются бюджетные учреждения и организации всех уровней бюджетного финансирования. Задолженность бюджетных учреждений и организаций жилищно-коммунальному хозяйству области по состоянию на 01.01.2003 составляет 418,4 млн. рублей и снизилась по сравнению с задолженностью на 01.01.2002 на 96,9 млн. рублей или на 18,8%, в том числе бюджетных организаций областного подчинения - 19,8 млн. рублей, бюджетных организаций местного подчинения - 127,1 млн. рублей.

Задолженность бюджетных организаций местного подчинения по состоянию на 01.01.2003 составляет 309,0 млн.рублей.

Кроме того, из-за недофинансирования разницы между федеральными стандартами и тарифами, установленными органами местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства только в 2002 году потеряли 85,6 млн. рублей.

Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.