КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 10 марта 2005 года)
__________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Курской области
от 26 июня 2006 года № 39-ЗКО
__________________________________________
Принят Курской областной Думой
17 июля 2001 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Курской области определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, регулирует отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Курской области, между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
(абзац исключен в ред Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ; (абзац в ред. Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
(абзац исключен в ред Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
особый противопожарный режим - совокупность мер организационного и технического характера, направленных на усиление пожарной безопасности в период неблагоприятных погодных и иных условий на определенной территории;
нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. (абзацы 11-13 добавлены в ред Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, включает в себя Федеральный Закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, а также Устав (Основной Закон) Курской области, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Курской области, регулирующие вопросы пожарной безопасности. (статья в ред Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
1. Курская областная Дума:
а) осуществляет нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности в пределах её компетенции;
б) утверждает целевые областные программы по пожарной безопасности и расходы на содержание пожарной охраны;
в) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
2. Администрация Курской области:
а) осуществляет нормативное правовое регулирование в пределах своей компетенции;
б) организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности;
в) осуществляет разработку и исполнение областного бюджета на соответствующий финансовый год в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
г) организует обучение населения мерам пожарной безопасности;
д) осуществляет разработку, организацию выполнения и финансирование областных целевых программ;
е) осуществляет в пределах своей компетенции социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, в том числе стимулирование производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
ж) осуществляет меры по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти области, и членов их семей;
з) осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета;
и) осуществляет организацию тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
к) утверждает перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета;
л) осуществляет иные полномочия в области пожарной безопасности, предусмотренные действующим законодательством. (п. в ред. Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
3. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами области. (п. добавлен в ред. Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
1. Органы исполнительной государственной власти районов:
а) принимают правовые акты в области пожарной безопасности, в пределах своей компетенции;
б) разрабатывают планы и программы по пожарной безопасности;
в) осуществляют организацию мероприятий по выполнению и осуществлению мер пожарной безопасности;
г) организуют за счёт средств соответствующего бюджета и на долевых началах строительство и ремонт объектов пожарной охраны;
д) принимают решение о создании, увеличении или сокращении численности личного состава подразделений пожарной охраны, содержащихся за счёт средств соответствующих бюджетов;
е) утверждают порядок привлечения сил и средств организаций и населения для тушения пожаров и ликвидации их последствий;
ж) вводят и отменяют особый противопожарный режим на соответствующей территории;
з)осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Курской области и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Курской области.
В соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. (ст. в ред. Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
1. В соответствии с федеральным законодательством пожарная охрана в области подразделяется на следующие виды:
Противопожарная служба Курской области;
муниципальная пожарная охрана;
ведомственная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана.
2. Основными задачами пожарной охраны области являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается. (ст. в ред. Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
1. Противопожарная служба Курской области является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и входит в Государственную противопожарную службу.
2. Противопожарная служба Курской области создается Администрацией Курской области в соответствии с законодательством Курской области, содержится за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности Противопожарной службы Курской области определяются положением о Противопожарной службе Курской области, утверждаемым Администрацией Курской области в установленном порядке, и другими нормативными правовыми актами области.
Техническая оснащенность подразделений Противопожарной службы Курской области определяется в соответствии с нормативами федеральной противопожарной службы.
Противопожарная служба Курской области:
а) организует и осуществляет тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
б) принимает необходимые меры по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров, в том числе проникает в места распространения (возможного распространения) пожаров;
в) координирует деятельность других видов пожарной охраны.
3. В целях реализации требований пожарной безопасности, обеспечения предупреждения и тушения пожаров Противопожарная служба Курской области вправе в установленном порядке выполнять работы и оказывать услуги в области пожарной безопасности.
Тарифы за работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые подразделениями Противопожарной службы Курской области, устанавливаются Администрацией Курской области. (ст. в ред. Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
Граждане вправе участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на добровольной основе.
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
В соответствии с федеральным законодательством участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. (ст. в ред. Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
1. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, их должностных лиц и работников.
2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:
а) органы государственной власти области и органы местного самоуправления;
б) руководителей организаций или уполномоченных ими лиц;
в) органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории области, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
г) собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда и жилищные товарищества.
3. При разработке генеральных планов городов и населенных пунктов области, схем размещения индивидуального жилья, проектов детальных планировок и проектов застройки, а также планов социально-экономического развития городов и населенных пунктов области и коллективных договоров в обязательном порядке должны учитываться требования пожарной безопасности, нормы и правила, а при отсутствии таковых - заключения Противопожарной службы Курской области.
При выборе площадки (трассы) для строительства обязательным условием является положительное заключение
Противопожарной службы Курской области. (п. в ред. Закона от 10.06.2005г №20-ЗКО)
4. Соответствие перепрофилируемых помещений, зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности является обязательным при сдаче их в аренду (субаренду) и размещении в них сторонних организаций и производств.
5. Использование воды из водопроводных сетей городов, иных населенных пунктов и открытых водоемов области для тушения пожаров, заправки пожарных автомобилей, проведения пожарно-тактических учений, проверки пожарных гидрантов и внутренних пожарных кранов осуществляется на безвозмездной основе.
статья 10 утратила силу - Закон от 10.03.2005г №20-ЗКО
1. Информацию в сфере обеспечения пожарной безопасности составляют сведения о пожарах, их последствиях, а также сведения о пожарной безопасности в соответствующих организациях и на территориях.
Информация о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, пожарной охраны и организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории области является гласной и открытой, если иное не установлено законом.
2. Администрация Курской области, администрации исполнительной государственной власти районов, органы местного самоуправления, должностные лица пожарной охраны и организаций обязаны своевременно информировать население о состоянии пожарной безопасности и принимаемых мерах.
3. Государственные средства массовой информации Курской области, в соответствии с действующим законодательством, по представлению Противопожарной службы Курской области незамедлительно и на безвозмездной основе доводят до населения оперативную информацию о пожарах и пожарной безопасности. (п. в ред. Закона от 10.032005г №20-ЗКО)
4. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным в порядке, установленном федеральным законодательством. (п. в ред. Закона от 10.03.2005г №20-ЗКО)
5. Руководители, главные специалисты организаций, а также иные должностные лица, в том числе ответственные за пожарную безопасность и предприниматели, использующие труд наёмных работников и помещения (сооружения) для осуществления своей деятельности, должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности.