Постановлением Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по энергосбережению" от 2 ноября 1995 года N 1087 и Федеральным законом "Об энергосбережении"от 4 апреля 1996 года N 28-ФЗ предусматривается оснащение в период 1996 - 2005 г.г. потребителей приборами и системами учета расхода энергоресурсов и организация производства недостающих видов приборной продукции.
В Курской области оснащение потребителей энергоресурсов приборами учета регламентируется рядом нормативных документов областного уровня:
1. Постановление Губернатора Курской области N 358 от 07.07.98 г. "О неотложных мерах по энергосбережению".
Согласно имеющимся фактическим данным оснащение потребителей средствами учета расхода энергоресурсов снижает их затраты на энергообеспечение в среднем на 15%, а фактический срок окупаемости затрат на внедрение приборов и систем учета энергоресурсов в подавляющем большинстве не превышает 3 лет.
Следует отметить, что сложившийся на начало 2001 года отечественный рынок приборной техники полностью удовлетворяет платежеспособный спрос на приборы учета. Качество и надежность отечественной приборной продукции растут. Госстандарт России, основываясь на данных проводимых испытаний различных видов приборов, установил их межповерочный интервал в 2 и 10 лет. Цены на отечественную продукцию остаются при этом в 3 - 4 раза ниже аналогичной по назначению импортной. Работы по организации приборного учета расхода энергоресурсов высокорентабельны.
При выборе применяемых приборов учета следует иметь в виду, что наиболее широкое применение в мировой практике получили следующие методы измерения расхода: манометрические, тахометрические, электромагнитные, ультразвуковые и вихревые. Как показывает анализ, каждый метод имеет свою оптимальную нишу применения, и попытки применить один метод измерения расхода на всех объектах и всех энергоносителях не приводят к успеху.
Выбор того или другого метода измерений, а также конкретного исполнения прибора зависит от вида и качества энергоносителя, требуемой точности измерения, диапазона измерения, минимального перепада температур (для теплосчетчиков), надежности, межповерочного интервала и др. параметров.
Выбор конкретных приборов должен основываться на технико - экономическом обосновании с учетом цены изделия, возможности его поверки в регионе, стоимости поверки, ремонта, сервисного обслуживания, монтажных и наладочных работ.
Проекты узлов учета тепла и готовый узел учета должны приниматься в эксплуатацию Курским Управлением "Курскгосэнергонадзора" в соответствии с его действующей нормативно - технической документацией. Им же принимается окончательное решение по вопросам применения приборов учета и систем регулирования энергоресурсов.
В области имеются возможности организации производства приборов и систем учета и регулирования потребления энергоресурсов на базе существующих предприятий: ОАО "Счетмаш", МУП "Курские городские коммунальные электрические сети", 000 НТЦ "Рось", ФГУП Курский завод "Маяк".
Основные направления реализации подпрограммы:
- разработка многофункциональных комплексов технических средств учета энергоресурсов (счетчиков с предоплатой) и средств их метрологического обеспечения в процессе эксплуатации;
- разработка и внедрение нормативно - правового обеспечения для создания технико - экономических условий повсеместного внедрения приборного учета и регулирования энергоресурсов;
- развитие мощностей по производству и поверке приборов, систем учета и регулирования расхода энергоресурсов (счетчики тепловой энергии, микропроцессорные вычислители для счетчиков тепловой энергии, счетчики холодной и горячей воды, бытовые и промышленные газовые счетчики, многофункциональные комплексы технических средств учета энергоресурсов, счетчики электрической энергии, включая многотарифные и счетчики с предоплатой);
- оснащение потребителей топлива и энергии приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов и переход на отпуск этим потребителям электрической и тепловой энергии, воды, сжиженного и природного газа, нефти и нефтепродуктов, угля и продуктов их переработки с использованием приборов и систем их учета, внесенных в Государственный реестр средств измерений.
В соответствии с данной областной Программой органам местного самоуправления предложено:
- разработать и утвердить программы, направленные на рациональное использование питьевой воды и тепловой энергии путем установки приборов учета;
- в порядке стимулирования внедрения систем приборного учета энергоносителей применять дифференцированные тарифы на их отпуск;
- создать фонды для закупки, установки приборов учета и их надлежащего технического обслуживания;
- организовать на базе существующих предприятий жилищно - коммунального хозяйства сервисные службы по установке и техническому обслуживанию приборов учета.
Учет потребляемых энергоресурсов должен осуществляться в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации, проведя анализ по результатам государственного метрологического надзора за достоверностью учета энергоресурсов на территории Курской области, отмечает, что в настоящее время потребность в оснащении приборами учета энергоресурсов по видам потребляемой энергии обеспечена по электроэнергии - на 98 %, по тепловой энергии - на 3-4 %, по газу - на 65 %, по холодной воде - на 10 %.
На территории Курской области эксплуатируется большое количество приборов учета, не соответствующих метрологическим нормам и правилам. Номенклатура применяемых в эксплуатации и предлагаемых для реализации приборов учета энергоресурсов включает в себя огромное количество разнообразных модификаций и изготовителей.
Приборы учета импортного производства зачастую не внесены в Государственный реестр России. В особых условиях эксплуатации на территории Курской области, в частности, по химическому составу воды с повышенным содержанием железа, предлагаемые приборы, как правило, не выдерживают установленный для них изготовителем межповерочный интервал.
Большое разнообразие приборов не обеспечено в достаточном объеме сервисным техническим обслуживанием, ремонтом, поверкой. Это также затрудняет решение вопросов по созданию передвижных комплексов и методов бездемонтажного контроля метрологических характеристик приборов учета на местах их эксплуатации.
В этих условиях был проведен анализ предложений предприятий, эксплуатирующих приборы учета, и организаций и предприятий, реализующих и изготавливающих приборы учета энергоресурсов на территории Курской области. Анализ был проведен с целью определения оптимальной номенклатуры приборов учета энергоресурсов, обеспеченных сервисным техническим обслуживанием, ремонтом, поверкой, соответствующих требованиям норм точности, доступных по уровню стоимости.
По результатам проведенного анализа с учетом предложений эксплуатирующих организаций и потенциала Курской области в части производства приборов учета энергоресурсов сформирован "Реестр средств измерений для учета энергоресурсов, рекомендуемых к применению в Курской области". Реестр включает в себя приборы, внесенные в Государственный реестр России, и носит рекомендательный характер.
С целью повышения достоверности учета и снижения непроизводственных потерь энергоресурсов, обеспечения требуемой точности и единства измерений хозяйствующим субъектам и физическим лицам предлагается производить оснащение приборами учета энергоресурсов с использованием прилагаемого Реестра (табл. 17).