Энергосберегающая политика в условиях роста цен на энергоносители, сокращения бюджетных дотаций на топливо и энергообеспечение и ухудшения экологической обстановки приобретает одно из первостепенных значений.
В Курской области, как и в целом в России, сохраняются негативные тенденции при использовании топливно - энергетических ресурсов. Проводимая работа по энергосбережению на большинстве предприятий области является слабой и малоэффективной. Это связано с рядом причин, а именно:
- отсутствием на региональном уровне основ политики по энергосбережению в виде соответствующей нормативной базы;
- задержкой в разработке предприятиями и отраслями местных программ энергосбережения;
- отсутствием практического опыта в энергетическом планировании.
Положение усугубляется возрастающей из года в год энергоемкостью промышленной продукции, вызванной общим спадом производства и технологическим несовершенством основных производственных фондов, растущими неплатежами за использованные энергетические ресурсы, закупкой 82% потребляемой электроэнергии с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).
За период с 1999 по 2000 год производство электроэнергии в области увеличилось на 0,4 %, тепловой энергии - уменьшилось на 1,3 %.
Специфика структуры энергопотребления Курской области обусловлена наличием десятков высокоэнергоемких промышленных предприятий, а также горнорудного комплекса ОАО "Михайловский ГОК" и государственного предприятия "Курская АЭС".
Необходимо отметить и тот факт, что РАО "ЕЭС России" обеспечивает энергоснабжение всей территории страны, имея резервы генерирующих мощностей всего в 5 - 6%. В то же время при аварийном режиме работы электростанций надежность энергоснабжения гарантируется, как показывает опыт других стран, лишь при большем резерве. Таким образом, при ожидаемом подъеме темпов роста производства отраслей экономики это неминуемо приведет в будущем к нехватке топливно - знергетических ресурсов (далее по тексту - ТЭР).
В этих условиях комплексное решение проблем сбережения и экономии ТЭР приобретает первостепенное значение.
Недооценка важности и безотлагательности решения назревших проблем энергосбережения стала одной из причин снижения уровня жизни населения, повлекла ослабление конкурентоспособности продукции и услуг предприятий, а также обострения ряда социально - экономических проблем. На повышение эффективности энергоиспользования негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные непроизводительные потери энергоресурсов, расточительность и бесхозяйственность в их расходовании, плохо налаженный учет и контроль за использованием топлива и энергии.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена также несовершенством, а порой и отсутствием необходимых нормативно - правовых, финансово - экономических механизмов, а также недостаточным и некомплексным их применением.
Целью Программы является создание условий, обеспечивающих ускоренный перевод экономики Курской области на энергосберегающий путь развития на основе эффективного использования энергетических ресурсов, а также улучшение социально - экономических условий жизни населения региона с учетом меняющихся экономических условий в стране.
Основными задачами Программы являются:
- достижение согласованности интересов федеральных и областных органов власти, предприятий ТЭК региона и потребителей энергоресурсов в отношении развития региональной системы: экономика - энергетика - среда обитания;
- четкое разделение ведения, прав и ответственности федеральных, областных и местных органов власти в решении задач управления энергетикой и рациональным использованием энергоресурсов;
- обеспечение максимально эффективного использования энергетических ресурсов;
- неуклонное общее снижение потребления энергии всех видов.
В Программе сформированы конкретные направления реализации энергосберегающей политики, механизмы инвестиционной политики. Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в регионе, основанной на совершенствовании технологии и структуры выработки электро - и теплоэнергии на электростанциях и котельных, снижении потерь при транспонировке топливно - энергетических ресурсов и рациональном использовании энергии в промышленности и коммунально - бытовом секторе. Энергосбережение предусматривает совокупность краткосрочных и долгосрочных мероприятий, целенаправленно реализующих экономию энергии всех видов.
Высвобождающиеся за счет реализации энергосберегающих проектов объемы тепловой и электрической энергии, природного газа в ближайший период предусматривается направить на дальнейшее развитие экономики Курской области, что создаст условия для существенного улучшения условий жизни населения. Организация производства новой энергосберегающей техники в регионе, использование наукоемких технологий повлечет создание дополнительных рабочих мест. Обеспечение потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоносителей одновременно с реализацией энергосбережения в коммунально - бытовом секторе позволит уменьшить потребность в энергоресурсах и сократить на 20 - 25% затраты бюджетных организаций на топливоэнергообеспечение.
Для достижения целей региональной энергетической политики областными и муниципальными органами управления энергетическим хозяйством области необходимо в рамках действующего законодательства обеспечить:
- создание необходимой нормативно - правовой базы энергосбережения;
- проведение активной энергосберегающей политики, образование системы управления энергосбережением;
- оснащение потребителей приборами и системами учета энергоресурсов;
- создание областного рынка энергоресурсов и конкурентной среды за счет поддержки "малой" энергетики, вовлечение местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии;
- создание системы контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов;
- популяризацию среди населения энергосберегающей идеологии и обязательность преподавания основ эффективного использования энергии;
- подготовку и переподготовку специалистов в области энергосбережения.