Недействующий

Об областной целевой Программе "Энергосбережение Курской области на период 2002-2005 годов"

6.2. Рыночные механизмы


Финансирование Программы, и прежде всего инвестирование энергосберегающих проектов, будет осуществляться за счет внебюджетных средств, привлекаемых с применением рыночных механизмов.

Товарно - энергетический кредит предназначен для стимулирования энергосбережения на территории Курской области и представляет собой отсрочку по оплате за энергоресурсы на определенный период. Объем (величина) этого кредита составляет разницу между установленным тарифом (ценой) на энергоресурсы и фактической их оплатой. Товарно - энергетический кредит может являться одним из эффективных механизмов финансирования Программы.

Учитывая, что энергосберегающие проекты обладают высокой эффективностью и достаточно быстрой окупаемостью, получение банковских кредитов на реализацию крупных энергосберегающих проектов приемлемо для Курской области. В связи с этим данный источник целесообразно использовать для финансирования высокорентабельных проектов со сроком окупаемости 1,5 - 2 года.

Для целей энергосбережения финансовый лизинг - весьма удобный способ приобретения дорогостоящего оборудования, приборов и технологий. Использование финансового лизинга для технического перевооружения и модернизации производства коммунальной энергетики целесообразно и в Курской области.

Согласно проведенным оценкам акционерные предприятия и организации области смогут в 2002 - 2005 годы изыскать для выполнения осуществляемых в рамках настоящей Программы энергосберегающих мероприятий около 149 млн. рублей собственных средств. Энергосберегающие проекты при этом должны быть направлены, как правило, на переоснащение собственных производств, внедрение новых энергоэффективных технологий, а также на организацию выпуска новой энергосберегающей техники.

Для экономического стимулирования повышения энергоэффективности должна по возможности широко использоваться система цен и тарифов, регулируемых Региональной энергетической комиссией области.

В Курской области выработке эффективной тарифной (ценовой) политики уделяется большое внимание, при этом главными вопросами являются:

- сдерживание роста тарифов на энергию, в том числе путем установления предельных уровней балансовой прибыли, рентабельности;

- создание механизмов сочетания интересов производителей и потребителей электро- и теплоэнергии;

- создание экономических стимулов для использования энергоэффективных технологий в производственных процессах, осуществление других мероприятий.

Реализация тарифной (ценовой) политики, последовательно осуществляемой Правительством Курской области, позволила устанавливать для основных групп потребителей энергоресурсов относительно невысокие по сравнению со многими регионами тарифы и цены.

Ограничению излишнего расходования электрической и тепловой энергии в области способствует введение лимитов на их использование. Использование указанных лимитов оговаривается в договорах, устанавливающих взаимоотношение потребителей электрической и тепловой энергии и энергоснабжающих организаций области.

Величины лимитов определяются на основании балансов производства и потребления электрической и тепловой энергии, составляемых энергоснабжающими организациями на основании нормативных удельных расходов топлива на производство электрической и тепловой энергии, договора на покупку электроэнергии с Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее по тексту - ФОРЭМ) и прогноза спроса на электро- и теплоэнергию на потребительском рынке электроэнергии (мощности).


Уровень действующих тарифов на энергоресурсы по группам
потребителей в Курской области и соседних регионах
на 1 апреля 2001 года (табл. 3)


Таблица 3

Группа       
потребителей    

Электроэнергия,
руб./кВт.ч   

Газ,    
руб./1000 м3





Курская    
область    

Промышленные    
предприятия и   
приравненные к ним


0,5224     


498,16   

  

Железнодорожный
транспорт     


0,4500     


498,16   

  

Производственные  
сельскохозяйственные
потребители     


0,4452     


498,16   





Орловская   
область    

Промышленные    
предприятия и   
приравненные к ним


0,6500     


498,16   

  

Железнодорожный
транспорт     


0,6500     


498,16  

  

Производственные  
сельскохозяйственные
потребители     


0,4500     


498,16  





Воронежская
область    

Промышленные    
предприятия и   
приравненные к ним


0,6300     


498,16   

  

Железнодорожный
транспорт     


0,4600     


498,16   

  

Производственные  
сельскохозяйственные
потребители     


0,4500     


498,16   


Лимиты в Курской области вводятся на потребление электро- и теплоэнергии и природного газа потребителям всех форм собственности, включая:

- расходы на производственные нужды;

- расходы на отопление, вентиляцию, освещение производственных и административных зданий;

- потребление энергоресурсов предприятиями и организациями коммунального, культурно - бытового назначения, подсобными хозяйствами, строительными и другими организациями;

- технические потери энергии в сетях потребителей.

В 2001 году в Курской области установлены лимиты на потребление электрической и тепловой энергии 38 потребителям, финансируемым за счет средств областного бюджета. За первое полугодие энергоемкие потребители - комитеты здравоохранения и образования - допустили значительный перерасход энергоресурсов, что приведет к выделению дополнительных финансовых средств из областного бюджета. Мероприятия настоящей Программы рассчитаны на значительное снижение финансовых затрат из бюджета области на оплату энергоресурсов.

В лимиты потребления в Курской области не включаются электрическая и тепловая энергии, отпускаемые:

- населению городскому и сельскому на бытовые нужды;

- для электротранспорта (железнодорожного и городского);