КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2002 г. N 378-III ОД
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 2002-2005 ГОДОВ"
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" и в целях обеспечения ускоренного перевода экономики Курской области на энергосберегающий путь развития Курская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Энергосбережение Курской области на период 2002-2005 годов".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления принять муниципальные целевые программы энергосбережения.
3. Предложить комитету финансов Курской области ежегодно предусматривать выделение средств из областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой программы "Энергосбережение Курской области на период 2002-2005 годов".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы
А.Н.АНПИЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Энергосбережение Курской области
на период 2002-2005 гг."
Наименование Программы - Областная целевая программа "Энергосбережение Курской области на период 2002-2005 гг." (далее по тексту - Программа)
Основание для разработки Программы - Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 года N 80 "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы", постановление Правительства Курской области от 25 мая 2001 г. N 361 "О мерах по обеспечению разработки областной программы "Энергосбережение Курской области на период 2001-2005 годов"
Государственный заказчик - Правительство Курской области
Основные разработчики Программы - Курский государственный технический университет, комитет промышленности и ТЭК Курской области, Фонд энергосбережения, развития промышленности и энергетики Курской области
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели - Реализация требований Федерального закона "Об энергосбережении", Федеральной Целевой Программы "Энергосбережение России" (1998-2005 годы). Создание условий, обеспечивающих ускоренный перевод экономики Курской области на энергосберегающий путь развития и повышение надежности топливо - и энергообеспечения региона за счет роста энергоэффективности. Улучшение социально - бытовых условий населения. Снижение расходов бюджетных средств на энергообеспечение. Сокращение затрат бюджетных организаций на оплату используемых энергоресурсов за счет оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов и других энергосберегающих мероприятий. Достижение в период реализации Программы суммарной экономии 65 тыс. тонн условного топлива, снижение на этой основе энергоемкости ВВП Курской области на 5%
Сроки и этапы реализации Программы - 2002-2005 гг.
- первый этап 2002 г.
- второй этап 2003-2005 гг.
Перечень основных мероприятий - Поэтапное осуществление инвестиционных энергосберегающих проектов и мероприятий, направленных на реализацию основных требований НТП в потреблении и сбережении ТЭР на ближайшие 4 года. Оснащение потребителей, в первую очередь в бюджетной сфере, приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов. Нормативно - правовое обеспечение реализуемых программных мероприятий, принятие областного закона "Об энергосбережении", стандартизация энергопотребителей и сертификация энергетических ресурсов, используемой энергосберегающей и энергопотребляющей техники.
Разработка и внедрение экономических и финансовых механизмов реализации Программы, мер по стимулированию потребителей и производителей к экономии энергоресурсов.
Информационное обеспечение, реклама, подготовка кадров.
Управление Программой
Перечень подпрограмм -
Подпрограммы:
1. Энергосбережение в электротехнике.
2. Производство сертифицированных приборов, систем учета и регулирования расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей.
Исполнители основных мероприятий Программы - Структурные подразделения Администрации Курской области, Фонд энергосбережения, развития промышленности и энергетики Курской области, Курский государственный технический университет, предприятия и организации, расположенные на территории Курской области, независимо от форм собственности.
Объемы и источники финансирования - В целом затраты на все предусмотренные Программой мероприятия составляют 332,65 млн. рублей в ценах на 1 января 2002 года.
Средства для выполнения НИОКР 6 млн.руб.
Этапы | Экономия ТЭР за | Объем финансирования, млн.руб. |
2002 г. | 12 | 62,3 |
2003-2005 гг. | 53 | 270,35 |
Источники | Объем | % от общего |
Средства государственной финансовой |
|
|
Консолидированные средства | 100,7 | 30 |
Собственные средства предприятий |
|
|
Всего: | 332,65 |
|
Срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, предусмотренных Программой, составляет в среднем полтора года. Основная часть энергосберегающих проектов будет выполнена в 2004-2005 годах. Планируемый экономический эффект к 01.01.2006 г. - 510 млн. рублей.
Объемы финансирования уточняются при разработке годовых прогнозов социально - экономического развития области и ежегодного областного бюджета.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Энергоемкость ВВП будет снижена к 2006 году на 5%.
Всего за этот период экономия энергоресурсов составит 65 тыс. т.у.т.
Реализация мероприятий по оснащению приборами учета и регулирования тепловой энергии организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета, позволит сократить потребление ТЭР на 24%. К 2006 году 197 потребителей бюджетной сферы будут оснащены узлами учета и регулирования расхода энергоресурсов.
Вредные выбросы в атмосферу сократятся к 2006 году по углекислому газу и оксидам азота на 2 - 3%.
Система контроля за исполнением Программы - Контроль за реализацией Программы возлагается на государственного заказчика - Правительство Курской области и Фонд энергосбережения, развития промышленности и энергетики Курской области.
Энергосберегающая политика в условиях роста цен на энергоносители, сокращения бюджетных дотаций на топливо и энергообеспечение и ухудшения экологической обстановки приобретает одно из первостепенных значений.
В Курской области, как и в целом в России, сохраняются негативные тенденции при использовании топливно - энергетических ресурсов. Проводимая работа по энергосбережению на большинстве предприятий области является слабой и малоэффективной. Это связано с рядом причин, а именно:
- отсутствием на региональном уровне основ политики по энергосбережению в виде соответствующей нормативной базы;
- задержкой в разработке предприятиями и отраслями местных программ энергосбережения;
- отсутствием практического опыта в энергетическом планировании.
Положение усугубляется возрастающей из года в год энергоемкостью промышленной продукции, вызванной общим спадом производства и технологическим несовершенством основных производственных фондов, растущими неплатежами за использованные энергетические ресурсы, закупкой 82% потребляемой электроэнергии с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).
За период с 1999 по 2000 год производство электроэнергии в области увеличилось на 0,4 %, тепловой энергии - уменьшилось на 1,3 %.
Специфика структуры энергопотребления Курской области обусловлена наличием десятков высокоэнергоемких промышленных предприятий, а также горнорудного комплекса ОАО "Михайловский ГОК" и государственного предприятия "Курская АЭС".
Необходимо отметить и тот факт, что РАО "ЕЭС России" обеспечивает энергоснабжение всей территории страны, имея резервы генерирующих мощностей всего в 5 - 6%. В то же время при аварийном режиме работы электростанций надежность энергоснабжения гарантируется, как показывает опыт других стран, лишь при большем резерве. Таким образом, при ожидаемом подъеме темпов роста производства отраслей экономики это неминуемо приведет в будущем к нехватке топливно - знергетических ресурсов (далее по тексту - ТЭР).
В этих условиях комплексное решение проблем сбережения и экономии ТЭР приобретает первостепенное значение.
Недооценка важности и безотлагательности решения назревших проблем энергосбережения стала одной из причин снижения уровня жизни населения, повлекла ослабление конкурентоспособности продукции и услуг предприятий, а также обострения ряда социально - экономических проблем. На повышение эффективности энергоиспользования негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные непроизводительные потери энергоресурсов, расточительность и бесхозяйственность в их расходовании, плохо налаженный учет и контроль за использованием топлива и энергии.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена также несовершенством, а порой и отсутствием необходимых нормативно - правовых, финансово - экономических механизмов, а также недостаточным и некомплексным их применением.
Целью Программы является создание условий, обеспечивающих ускоренный перевод экономики Курской области на энергосберегающий путь развития на основе эффективного использования энергетических ресурсов, а также улучшение социально - экономических условий жизни населения региона с учетом меняющихся экономических условий в стране.
Основными задачами Программы являются:
- достижение согласованности интересов федеральных и областных органов власти, предприятий ТЭК региона и потребителей энергоресурсов в отношении развития региональной системы: экономика - энергетика - среда обитания;
- четкое разделение ведения, прав и ответственности федеральных, областных и местных органов власти в решении задач управления энергетикой и рациональным использованием энергоресурсов;
- обеспечение максимально эффективного использования энергетических ресурсов;
- неуклонное общее снижение потребления энергии всех видов.
В Программе сформированы конкретные направления реализации энергосберегающей политики, механизмы инвестиционной политики. Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в регионе, основанной на совершенствовании технологии и структуры выработки электро - и теплоэнергии на электростанциях и котельных, снижении потерь при транспонировке топливно - энергетических ресурсов и рациональном использовании энергии в промышленности и коммунально - бытовом секторе. Энергосбережение предусматривает совокупность краткосрочных и долгосрочных мероприятий, целенаправленно реализующих экономию энергии всех видов.
Высвобождающиеся за счет реализации энергосберегающих проектов объемы тепловой и электрической энергии, природного газа в ближайший период предусматривается направить на дальнейшее развитие экономики Курской области, что создаст условия для существенного улучшения условий жизни населения. Организация производства новой энергосберегающей техники в регионе, использование наукоемких технологий повлечет создание дополнительных рабочих мест. Обеспечение потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоносителей одновременно с реализацией энергосбережения в коммунально - бытовом секторе позволит уменьшить потребность в энергоресурсах и сократить на 20 - 25% затраты бюджетных организаций на топливоэнергообеспечение.
Для достижения целей региональной энергетической политики областными и муниципальными органами управления энергетическим хозяйством области необходимо в рамках действующего законодательства обеспечить:
- создание необходимой нормативно - правовой базы энергосбережения;
- проведение активной энергосберегающей политики, образование системы управления энергосбережением;
- оснащение потребителей приборами и системами учета энергоресурсов;
- создание областного рынка энергоресурсов и конкурентной среды за счет поддержки "малой" энергетики, вовлечение местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии;
- создание системы контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов;
- популяризацию среди населения энергосберегающей идеологии и обязательность преподавания основ эффективного использования энергии;
- подготовку и переподготовку специалистов в области энергосбережения.
В интересах решения указанных задач предусматривается наладить координацию деятельности органов исполнительной государственной власти области с соседними регионами, Минэнерго Российской Федерации, а также другими федеральными органами исполнительной государственной власти, обеспечивая при этом непосредственно:
- комплексное экологически безопасное и социально ориентированное развитие области в целях повышения жизненного уровня населения;
- оптимизацию объемов поставок тепловой и электрической энергии, природного газа, угля, нефти и нефтепродуктов;
- комплексное осуществление мер по повышению эффективности использования топлива и энергии;
- введение в действие системы финансово - экономических рыночных механизмов и мер стимулирования поддержки энергосбережения;
- реализацию соглашений по развитию горизонтальных связей на региональном уровне, направленных на поставку извне топливно - энергетических и других ресурсов;
- принятие необходимых дополнительных законодательных и нормативных актов регионального уровня с целью повышения эффективности развития топливно - энергетического комплекса области и энергосбережения;
- внесение соответствующих законодательных инициатив на федеральном уровне.