Недействующий


КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

(с изменениями на 30 декабря 2002 года)
__________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Курской области
от 30 декабря 2004 года № 88-ЗКО
__________________________________________


Принят
Курской областной Думой
28 февраля 2002 г.

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

использование (переработка, утилизация) отходов - вовлечение отходов в хозяйственный оборот в целях получения различных видов продукции (работ) путем их переработки или непосредственно;

несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов;

неиспользуемые отходы - вторичные материальные ресурсы, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования;

обращение с отходами производства и потребления (далее - отходами) деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

раздельный сбор отходов - комплекс мероприятий, позволяющий осуществить сбор отходов по их видам, классам опасности и т.д., полный или частичный отбор утилизируемых компонентов;

рекультивация - полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного при размещении отходов, с комплексом мероприятий по защите окружающей среды от воздействия отходов;

размещение (удаление) отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами на территории Курской области

1. Отношения в сфере обращения с отходами на территории Курской области регулируются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации настоящий Закон не распространяет свое действие на отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты, а также в сфере обращения и отчуждения лома цветных металлов и черных металлов.

Статья 3. Основные принципы управления в сфере обращения с отходами на территории Курской области

1. Управление в сфере обращения с отходами на территории Курской области осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной государственной власти Курской области в сфере обращения с отходами, органами местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области с учетом географических, природных, социально - экономических и иных особенностей Курской области.

2. Основными принципами государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления являются:

стимулирование и поощрение сбора и рационального использования вторичных ресурсов, снижения объема неиспользуемых отходов;

стимулирование научно - исследовательской деятельности в сфере обращения с отходами;

нормирование и лимитирование пользования природными ресурсами при обращении с отходами в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации;

взимание платы за размещение отходов в окружающей среде и пользование природными ресурсами при обращении с отходами в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации;

стимулирование внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов;

возмещение ущерба, нанесенного здоровью граждан и окружающей природной среде размещением отходов или правонарушениями в обращении с ними, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

прогнозирование перспективных направлений развития предприятий по обращению с отходами, содействие внедрению прогрессивных, высокоэкологичных технологий обращения с отходами.

Статья 4. Компетенция Курской областной Думы

К ведению Курской областной Думы в сфере обращения с отходами относятся:

принятие законов и иных нормативно - правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами, в пределах своей компетенции с учетом географических, природных, социально - экономических и иных особенностей Курской области, контроль за их выполнением;

утверждение областных целевых программ в сфере обращения с отходами;

предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью в сфере обращения с отходами, налоговых и иных льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Компетенция Администрации Курской области

К ведению Администрации Курской области в сфере обращения с отходами относятся:

определение специально уполномоченного органа исполнительной государственной власти Курской области в сфере обращения с отходами и его компетенции;

организация и осуществление государственного экологического контроля и надзора за деятельностью в сфере обращения с отходами, за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории Курской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

разработка с учетом предложений граждан и общественных объединений и реализация областных целевых программ, планов и мероприятий по обращению с отходами;

обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в сфере охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов, содержащих соответствующие требования, нормы и правила, не ниже установленных на федеральном уровне;

осуществление разработки и реализация финансовых механизмов, схем по привлечению средств собственников отходов к решению проблем в сфере обращения с отходами;

ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере обращения с отходами в пределах своих полномочий;

проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

содействие проведению экологической экспертизы строящихся объектов и предприятий, загрязняющих среду отходами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

определение порядка использования находящихся в собственности Курской области отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения и установление зон с особыми условиями использования земель данной категории для размещения объектов переработки и складирования отходов;

осуществление систем наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений за состоянием окружающей среды под воздействием деятельности в сфере обращения с отходами как части осуществления государственного экологического мониторинга окружающей среды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

участие в ведении государственного кадастра отходов;

ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду в сфере обращения с отходами, осуществление экологической паспортизации;

экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере обращения с отходами;

оказание содействия гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в сфере обращения с отходами;

согласование решений о перепрофилировании объектов размещения отходов;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в сфере обращения с отходами;

организация экологического воспитания, образования и просвещения населения в части обращения с отходами;

иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления

В ведении органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами находятся:

организация деятельности в сфере обращения с отходами на территориях муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области;

разработка и реализация местных программ по обращению с отходами;

определение порядка сбора отходов на территориях городских и других поселений, обеспечение функционирования схем очистки населенных пунктов и дачных массивов от твердых бытовых отходов, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.);

организация проектирования, строительства и эксплуатации муниципальных объектов обращения с отходами;

создание муниципальных специализированных предприятий и подразделений в сфере обращения с отходами;

осуществление муниципального экологического контроля на территории муниципального образования в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции;

выделение муниципальных земель под объекты размещения отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организация и проведение работ, направленных на снижение количества образующихся отходов на территории муниципальных образований;

организация проведения работ по рекультивации земель, освобождаемых от отходов на территории муниципальных образований;

обеспечение населения необходимой информацией, касающейся обращения с отходами;

решение иных вопросов в сфере обращения с отходами, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.

Статья 7. Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами на территории Курской области осуществляется органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью в сфере обращения с отходами:

несут расходы по сбору, сортировке, транспортировке, складированию, захоронению, переработке и уничтожению отходов, в том числе тары и упаковки;

осуществляют платежи в соответствующие бюджеты и фонды за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.

Пункты 3, 4, 5 статьи 7 утратили силу. - Закон Курской области от 30.12.2002 N 63-ЗКО.

3. Органы государственной власти Курской области осуществляют предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды от негативного воздействия отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Закона Курской области от 30.12.2002 N 63-ЗКО)

4. Органы государственной власти Курской области оказывают поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды от негативного воздействия отходов. (в ред. Закона Курской области от 30.12.2002 N 63-ЗКО)

Статья 8. Основные требования безопасного обращения с отходами

1. Принимаемые органами местного самоуправления решения по обращению с отходами должны быть направлены на снижение объема (массы) отходов, внедрение безотходных и малоотходных технологий, обеспечение сбора отходов в отсортированном виде, а также восстановление земель, загрязненных отходами.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели на объектах размещения отходов должны обеспечить сбор отходов, предусматривающий их разделение на виды.

Не допускается намеренное смешивание отходов различных видов (жидких с твердыми, промышленных с бытовыми), отходов различного класса опасности и т.д., если это не предусмотрено технологией или не утверждено специально уполномоченными органами в сфере обращения с отходами.

3. Граждане обязаны принимать участие в раздельном сборе компонентов бытовых отходов, образующихся в результате их жизнедеятельности, в порядке, определенном органами местного самоуправления.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Основные требования к санитарной очистке населенных пунктов от твердых бытовых отходов

1. Органы местного самоуправления определяют порядок сбора отходов, обеспечивают разработку и стабильное функционирование прогрессивных схем санитарной очистки населенных пунктов и садово - огородных массивов от твердых бытовых отходов, предусматривающих их своевременное удаление, а также экономически целесообразный раздельный сбор и утилизацию ценных компонентов (пищевые отходы, текстиль, бумага, стекло, полимеры и т.п.).

2. Транспортировка бытовых отходов осуществляется только специально для этого предназначенным транспортом.

3. Захоронение бытовых отходов производится на специально отведенных и оборудованных объектах, где обеспечивается надежная защита окружающей среды и населения от их отрицательного воздействия.

4. Размещение отходов в несанкционированных местах запрещается.

Статья 10. Основные требования к объектам размещения отходов

1. Размещение неиспользуемых отходов осуществляется раздельно по видам и классам опасности на территории объектов, отведенных для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Специализация и местоположение объектов размещения отходов устанавливаются решениями органов местного самоуправления на основании разрешений, выдаваемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами, специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и по согласованию с органами санитарно - эпидемиологического надзора, специально уполномоченным органом исполнительной государственной власти Курской области в сфере обращения с отходами.

3. Изменение специализации объектов возможно только после соответствующего обоснования и согласования с органами исполнительной государственной власти Курской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Государственный контроль за обращением с отходами

1. Основной задачей государственного контроля за обращением с отходами является проверка соблюдения требований законодательства, стандартов (норм и правил) по обращению с отходами, выявлению, предупреждению и устранению их вредного воздействия на окружающую среду и человека.

2. Государственный экологический контроль за обращением с отходами включает в себя:

контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологических, санитарных и иных требований в сфере обращения с отходами в пределах компетенции;

контроль за обеспечением населения информацией в сфере обращения с отходами;

выявление нарушений законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»