ЗАКОН
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 15 апреля 1994 года N 2-РЗ
О Безопасности
Принят
Советом Республики Парламента
Кабардино-Балкарской Республики
24 марта 1994 года
(утратил силу Законом КБР от 29.11.2002 года N 84-РЗ, НГР: RU07000200200257).
Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и Кабардино-Балкарской Республики в составе Российской Федерации, определяет место системы безопасности КБР в составе федеральной системы безопасности и вытекающие из этого ее функции, порядок организации, взаимодействия и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и Кабардино-Балкарской Республики от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; Кабардино-Балкарская Республика - ее конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности является Кабардино-Балкарская Республика, осуществляющая функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Республика в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Кабардино-Балкарской Республики. Гражданам Кабардино-Балкарии, находящимся за ее пределами, а также лицам, не являющимся таковыми, находящимся на территории КБР, республикой в равной степени гарантируются защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации. Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, Кабардино-Балкарской Республики.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества, Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Кабардино-Балкарской Республике обеспечивается неукоснительное соблюдение Законов РФ и КБР "О безопасности", на их основе разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для обеспечения безопасности личности, общества и Кабардино-Балкарской Республики под руководством Президента Кабардино-Балкарской Республики в системе исполнительной власти создается Совет безопасности Кабардино-Балкарской Республики и в соответствии с законами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики "О безопасности" образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации;
взаимная ответственность личности, общества, Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации по обеспечению безопасности;
интеграция с федеральной и региональными системами безопасности Российской Федерации.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция Кабардино-Балкарской Республики, настоящий Закон, Конституция РФ, Закон РФ "О безопасности" и другие нормативные акты Российской Федерации и КБР, регулирующие отношения в области безопасности; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией и не противоречащие Конституции и законам Российской Федерации.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законом сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Создание в КБР органов обеспечения безопасности, не установленных законами Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, не допускается.
Основными функциями системы безопасности являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в районах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации в соответствии с соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией и Кабардино-Балкарской Республикой.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.
Парламент Кабардино-Балкарской Республики:
- формирует стратегию и определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;
- разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;
- устанавливает порядок деятельности органов обеспечения безопасности;
- осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;
- определяет бюджетные ассигнования в рамках своей компетенции на финансирование органов обеспечения безопасности и республиканских программ в сфере безопасности.
Парламент Кабардино-Балкарской Республики не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента Кабардино-Балкарской Республики об обеспечении безопасности Кабардино-Балкарской Республики.
Органы исполнительной власти:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
в соответствии с законом формируют, совершенствуют и непосредственно обеспечивают функционирование республиканских органов обеспечения безопасности;
организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и Кабардино-Балкарской Республики в пределах своей компетенции в соответствии с законами РФ и КБР;
в соответствии с законами РФ и КБР формируют, реорганизуют и ликвидируют республиканские органы обеспечения безопасности.
Судебные органы:
обеспечивают защиту конституционного строя в Кабардино-Балкарской Республике, руководствуясь Конституцией Кабардино-Балкарской Республики и Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и законами Кабардино-Балкарской Республики;
осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Общее руководство республиканскими органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Кабардино-Балкарской Республики. Президент Кабардино-Балкарской Республики:
возглавляет Совет безопасности Кабардино-Балкарской Республики;
совместно с Парламентом Кабардино-Балкарской Республики определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности Кабардино-Балкарской Республики;
контролирует и координирует деятельность республиканских органов обеспечения безопасности и федеральных органов безопасности, расположенных на территории КБР или обслуживающих ее;
в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
не реже одного раза в год представляет Парламенту Кабардино-Балкарской Республики доклад об обеспечении безопасности Кабардино-Балкарской Республики.
Кабинет Министров (Правительство) КБР:
в пределах определенной настоящим Законом компетенции обеспечивает руководство республиканскими органами обеспечения безопасности Кабардино-Балкарской Республики;
организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами КБР, другими подведомственными ему органами республики.
Министерства и государственные комитеты Кабардино-Балкарской Республики в пределах своей компетенции и на основе действующего законодательства разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.
Силы и средства обеспечения безопасности КБР включают в себя:
расположенные на территории КБР воинские формирования Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства безопасности - Федеральной службы контрразведки РФ по КБР, пограничные войска;
органы внешней разведки, налоговой службы, таможни, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;
органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
службы обеспечения безопасности средств связи и информации;
горноспасательные службы, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные и негосударственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Воинские формирования Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, пограничные войска РФ, расположенные на территории КБР, в обеспечении безопасности КБР используются в установленном законодательством РФ порядке.
Службы Министерства безопасности - Федеральной службы контрразведки РФ по КБР, Министерства внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.
Совет безопасности Кабардино-Балкарской Республики является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Кабардино-Балкарской Республики в области обеспечения безопасности.