Действующий

Об утверждении Лесного плана Кабардино-Балкарской Республики на 2009-2018 годы

1.2.5. Характеристика транспортной доступности освоения лесов, включая данные о существующих транспортных путях в лесах (включая лесные дороги), их протяженности и состоянию по лесничествам и лесопаркам (расстояние вывозки древесины и других лесных ресурсов с указанием пунктов приемки погрузки заготовленной древесины). Обеспеченность транспортными путями в сравнении с потребностью в них


Кабардино-Балкарская Республика имеет хорошо развитую транспортную сеть и располагает всеми видами транспорта: железнодорожным, воздушным и автомобильным.

Главной железнодорожной магистралью является транзитная линия Нальчик - Москва.

В межрайонных и внутрихозяйственных перевозках главная роль принадлежит автомобильному транспорту. По территории республики проходит несколько дорог федерального значения с улучшенным покрытием: Нальчик - Ростов - Москва, Нальчик - Пятигорск - Минеральные Воды - Ставрополь.

В настоящее время автодорогами с твердым покрытием связаны все районные центры и наиболее крупные населенные пункты.

Густота сети дорог служит показателем потенциальных возможностей интенсивности ведения лесного хозяйства и лесопользования. В республике она существенно различается по районам, оставаясь наибольшей в центральном районе (таблица 33).

Основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины, являются дороги общего пользования. Они связывают места заготовки древесины и отдельные лесные насаждения с пунктами вывозки древесины. С лесосек заготовленная древесина вывозится на нижние склады, расположенные в районных центрах, центральных усадьбах предприятий.

Расстояние вывозки составляет от 30 до 150 км.

Наличие дорог круглогодичного действия позволяет в значительной степени сократить сезонность лесозаготовительного производства и более равномерно распределить объемы производства по сезонам года. При этом по мере освоения лесосырьевой базы, вырубки близлежащих лесосек и для освоения более удаленных лесных массивов необходимо ежегодно заниматься строительством новых дорог, как правило, без увеличения объемов производства.

В лесозаготовительных предприятиях лесовозные дороги подразделяются на:

магистральные, срок действия которых соответствует срокам работы предприятия;

волоки (сроком действия от 5 до 10 лет), на время освоения лесного массива;

усы - временные дороги, проложенные к конкретным лесосекам, срок действия их до 1 года.

Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшения их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда, требуют более интенсивного строительства лесных дорог необходимой густоты. При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве качество дорог должно быть улучшено.

Для освоения расчетной лесосеки в целях заготовки спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах норматив по протяженности дорог на 1000 га составляет 10 - 12 км. Не менее 30% этих дорог должно иметь твердое покрытие, то есть обеспечивать круглогодовое их использование. Для полного охвата лесных насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь до 12 км дорог на 1000 га покрытых лесом земель лесного фонда. В перспективе в лесах республики необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся дорог и строительству новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения.

По результатам натурных обследований и на основе имеющихся в лесничествах документов в Лесном плане дается характеристика существующих дорог с указанием их типа, протяженности, состояния и назначения.