Недействующий

ЗАКОН

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 19 июня 1998 года N 7-РЗ

О местном референдуме в Кабардино-Балкарской Республике

Принят
Советом Республики Парламента
Кабардино-Балкарской Республики
9 апреля 1998 года

(утратил силу Законом Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2004 года N 35-РЗ, НГР: RU07000200400144)

(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.07.2002 года N 41-РЗ,
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 года N 14-РЗ)


Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Местный референдум

Местный референдум в Кабардино-Балкарской Республике - голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, федеральными законами, законодательством Кабардино-Балкарской Республики и уставом муниципального образования.

Статья 2. Общие принципы проведения местного референдума


Местный референдум проводится тайным голосованием на всей территории соответствующего муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Граждане участвуют в местном референдуме лично и каждый из них обладает одним голосом.

Участие в местном референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также влиять на его свободное волеизъявление.

Статья 2-1. Правовая основа местного референдума

(статья введена Законом КБР от 01.02.2003 N 14-РЗ)

Правовую основу местного референдума составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные Федеральные законы, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, настоящий Закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о местных референдумах, принимаемые в Российской Федерации.

В случае принятия в период кампании местного референдума Закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения местного референдума, либо в случае внесения в указанный период в Закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения местного референдума, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к местному референдуму, назначенному после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений.

Статья 3. Право граждан на участие в местном референдуме


В местном референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено в границах муниципального образования и достигший на день проведения местного референдума 18 лет. (в ред. Закона КБР от 01.02.2003 года N 14-РЗ).

В местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности запрещаются.

Статья 4. Вопросы местного референдума


На референдум выносятся наиболее важные вопросы местного значения за исключением:

1) отнесенных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики к компетенции органов государственной власти, в том числе к государственным полномочиям, которыми наделены органы местного самоуправления;

2) принятия и изменения бюджета муниципального образования, отчета об его исполнении;

3) установления местных налогов, сборов и льгот по ним;

4) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

5) принятия прогнозов и программ развития муниципального образования, утверждения отчетов об их исполнении.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации.

(Часть 3 исключена. - Закон КБР от 01.02.2003 N 14-РЗ)

Вопрос местного значения должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

Местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса может быть проведен не ранее чем через два года со дня официального опубликования результатов местного референдума.

(части 4 и 5 введена Законом Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 года N 14-РЗ)

Статья 5. Агитация по вопросам, вынесенным на местный референдум


Общественные объединения, граждане вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения местного референдума, за или против участия в местном референдуме, за или против вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум.

Агитация может проводиться:

через средства массовой информации;

путем проведения собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, иных мероприятий;

путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов;

в иных не запрещенных законом формах.

Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Средства массовой информации обязаны обеспечить равные возможности для агитации по вопросу (проекту решения), выносимому на местный референдум.

Агитационные материалы с согласия собственников или владельцев объектов могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме помещений комиссий по проведению местного референдума, участков местного референдума, административных зданий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

воинским частям, военным учреждениям и организациям;

благотворительным организациям и религиозным объединениям;

членам комиссий по проведению местного референдума.

Агитация заканчивается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению местного референдума, сохраняются на прежних местах.

Комиссии по проведению местного референдума, поставленные в известность о нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении местного референдума


Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, комиссий по проведению местного референдума, общественных объединений, участвующих в организации и проведении местного референдума, осуществляется открыто и гласно.

Все решения, касающиеся подготовки и проведения местного референдума, а также вопросы, выносимые на местный референдум, подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации и в иных средствах в течение пяти дней с момента их принятия соответствующими органами.

Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны давать соответствующие разъяснения по существу вопроса, выносимого на местный референдум.

Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания, заседания, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, и получение соответствующей информации.

На заседаниях комиссий по проведению местного референдума вправе присутствовать депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Парламента Кабардино-Балкарской Республики, представительного органа местного самоуправления, представители средств массовой информации.

В день проведения местного референдума в помещениях участков местного референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, зарегистрированными в установленном законом порядке, а также представители средств массовой информации.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой, чьи интересы они представляют, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера участка местного референдума, на который они направляются. Их полномочия действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Предварительное уведомление участковой комиссии по проведению местного референдума о направлении наблюдателя на участок местного референдума не требуется.

Наблюдатель вправе:

знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;

присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне помещения участка местного референдума;

присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования;

обращаться в участковую комиссию по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями;

обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в территориальную комиссию по проведению местного референдума.

Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии по проведению местного референдума.

Превышение полномочий наблюдателями во время проведения местного референдума не допускается.

Статья 7. Финансирование местного референдума


Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.

В случае недостаточности средств местного бюджета при проведении районного, городского (городов республиканского подчинения) референдума органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечивают дополнительное целевое поступление средств в соответствующий местный бюджет в порядке, определяемом Парламентом Кабардино-Балкарской Республики.

В случае недостаточности средств местного бюджета органа местного самоуправления села (поселка) дополнительное целевое поступление средств в соответствующий местный бюджет обеспечивают органы местного самоуправления района, города.

Средства, выделенные на организацию и проведение местного референдума, поступают из местного бюджета в распоряжение территориальной комиссии по проведению местного референдума на основании сметы предполагаемых расходов, утвержденной соответствующим представительным органом местного самоуправления.

Порядок перечисления денежных средств участковым комиссиям, учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, устанавливаются территориальной комиссией по проведению местного референдума.

Формы финансового отчета комиссий по проведению местного референдума о расходовании денежных средств устанавливаются финансовыми органами местной администрации в соответствии с законодательством.

Председатели комиссий по проведению местного референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям этих комиссий по финансовым вопросам. Территориальная комиссия по проведению местного референдума представляет финансовый отчет в соответствующий орган местного самоуправления о расходовании средств местного бюджета не позднее 30 дней после опубликования результатов голосования.

Остатки денежных средств, выделенных комиссиям по проведению местного референдума из местного бюджета на подготовку и проведение местного референдума, не израсходованные ими на указанные цели, возвращаются в местный бюджет.

Глава 2 НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 8. Назначение местного референдума


Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления. Основанием для принятия решения о проведении местного референдума является представление:

главы местного самоуправления;

депутатов представительного органа самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов;

граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число подписей, необходимое для назначения местного референдума, по представлению граждан, устанавливается численностью не менее 5 процентов от общего числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.

Инициатива проведения местного референдума может исходить от общественных объединений, трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм, действующих на соответствующей территории.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»