Система государственного управления, эффективность которой в решающей степени определяет экономическое развитие, к настоящему времени превратилась в мощный тормоз модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Качество управления стало очевидным препятствием на пути реализации масштабных планов экономического роста, обеспечивающих выполнение важнейших задач, поставленных перед региональными властями.
Административная реформа, нацеленная на повышение эффективности системы государственного управления, в предстоящие годы должна стать одним из главных направлений деятельности всех ветвей власти Кабардино-Балкарской Республики.
По состоянию на конец 2005 года в республике функционировали Администрация Президента Кабардино-Балкарской Республики, Аппарат Правительства Кабардино-Балкарской Республики, 13 министерств и 7 иных органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики. В настоящее время завершается работа по упорядочению структуры органов исполнительной власти республики.
В соответствии с принятыми в 2003 - 2005 годах в Российской Федерации решениями по реализации административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике в 2005 году были апробированы проведенные на федеральном уровне мероприятия первого этапа административной реформы. В соответствии с Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 22 мая 2005 г. N 30-УП "Вопросы структуры исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики" была утверждена двухуровневая система органов исполнительной власти с разделением функций между министерствами и агентствами. Однако функционирование данной системы органов исполнительной власти в течение 6 месяцев показало свою нецелесообразность с точки зрения как масштабности выполняемых функций, так и механизма распределения функций между новыми органами исполнительной власти. Следует при этом подчеркнуть, что синхронизация региональных систем органов исполнительной власти с федеральными оказалась невозможна ввиду того, что на уровне региональных министерств процесс выработки нормативно-правовых документов занимает незначительный объем в общей работе органов исполнительной власти. Основная часть деятельности министерств приходится на организацию предоставления различных государственных услуг и осуществление некоторых контрольных и надзорных функций. Кроме того, двухуровневая система органов исполнительной власти не обеспечивала сокращения общего количества органов исполнительной власти, численности управленческого аппарата, а приводила к неоправданным дополнительным расходам республиканского бюджета.
В этой связи Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 10 октября 2005 г. N 82-УП "О структуре исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики" с незначительными изменениями восстановлена прежняя одноуровневая система органов исполнительной власти. При этом в республике реализуются механизмы взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Однако построение системы органов исполнительной власти является лишь начальным этапом реализации административной реформы и дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-Р и в целях проведения административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 3 февраля 2006 г. N 6-УП "О мерах по проведению административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике" образованы Республиканская комиссия по проведению административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике и межведомственная рабочая группа по обеспечению ее деятельности. Сформирован перечень приоритетных государственных функций и государственных услуг, по которым предусмотрена разработка административных регламентов исполнения государственных функций и стандартов предоставления государственных услуг, составлен план работы Республиканской комиссии по проведению административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике на 2006 год.
Ответственным должностным лицом за координацию и реализацию мероприятий по проведению административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике определен Руководитель Администрации Президента Кабардино-Балкарской Республики, а органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченным осуществлять нормативно-правовую и методическую поддержку мероприятий по проведению административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике, - Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики.
В развитие ранее принятых решений в рамках административной реформы к настоящему времени в Кабардино-Балкарской Республике:
уточнены стратегические цели органов исполнительной власти, разработаны критерии оценки их деятельности. Ведется анализ и классификация функций, осуществляемых республиканскими органами исполнительной власти;
открыт в Интернете сайт Президента Кабардино-Балкарской Республики и внедрен новый механизм взаимодействия высшего должностного лица республики с гражданским обществом;
определены предельные нормативы численности групп должностей государственной гражданской службы, а также иных категорий работников в структуре аппарата органа исполнительной власти;
определены обоснованные рекомендации по нормативам численности муниципальных служащих местных администраций муниципальных образований.
В республике четко организована и действует эффективная система контроля за конкурсным размещением государственных заказов. В целях координации данной работы в составе Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики образовано структурное подразделение (отдел), в каждом министерстве созданы конкурсные и котировочные комиссии по размещению государственных заказов. Председатели конкурсных и котировочных комиссий прошли обучение и имеют сертификаты. В целях надлежащего выполнения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" оказывается необходимая методическая помощь органам местного самоуправления.
Проводится работа по оптимизации сети подведомственных республиканским органам исполнительной власти государственных учреждений и государственных унитарных предприятий.
Вместе с тем стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы. По ряду ее приоритетных направлений работы еще не начаты. Прежде всего это касается механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях.