Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2011 года N 420-ПП

О республиканской целевой программе "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 6 мая 2014 года N 90-ПП
____________________________________________________________________

(изменения и дополнения:

постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.01.2013 N 7-ПП, НГР: RU07000201300004

постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2013 N 201-ПП, НГР: RU07000201300222)

В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской от 22 июля 1994 года N 4-РЗ "Об образовании" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2016 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (М.А. Керефов) при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с ежегодным уточнением объемов бюджетных ассигнований.

(в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.01.2013 N 7-ПП, НГР: RU07000201300004)

3. Министерству экономического развития Кабардино-Балкарской Республики (А.Т. Мусуков) включать Программу в перечень республиканских целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы.

(в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.01.2013 N 7-ПП, НГР: RU07000201300004)

Председатель Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

И. Гертер

Утверждена

Постановлением

Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

от 23 декабря 2011 N 420-ПП

(в редакции постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.01.2013 N 7-ПП, НГР: RU07000201300004)

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2016 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики

Основные исполнители Программы

Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики (по согласованию), государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения", государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения

Цель и задачи Программы

целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Кабардино-Балкарской Республики. Задачи Программы - в соответствии с подпрограммами

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

целевыми индикаторами Программы являются:
 доля детей дошкольного возраста, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей в возрасте от 1 до 7 лет;

 доля школьников, обучающихся по ФГОС второго поколения, в общем числе школьников;

 доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих современным требованиям, от общей численности школьников;

 доля педагогических работников, прошедших аттестацию в новой форме, от общей численности педагогических и руководящих работников;

 доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей;

 доля школьников, принявших участие в предметных олимпиадах всех уровней, от общего числа учащихся, среди которых проводятся олимпиады;

 доля предметов национально-региональной направленности, по которым изданы учебно-методические комплекты в соответствии с ФГОС;

 доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста;

 доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей данной категории;

 доля выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых разработаны и реализуются программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации по степени сложности проблем, от общего числа граждан данной категории;

 доля семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста;

 доля образовательных учреждений, открыто представляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений;

 доля органов управления образованием Кабардино-Балкарской Республики, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой, в общем числе органов управления образованием Кабардино-Балкарской Республики

Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализована в 2012 - 2016 годах в 3 этапа.
 На первом этапе (2012 - 1 полугодие 2013 года) будут реализованы ключевые мероприятия подпрограмм, включающие в себя ряд взаимоувязанных направлений действий. Эти подпрограммы будут реализованы в Кабардино-Балкарской Республике образовательными и иными учреждениями и организациями с участием профессионального педагогического сообщества.
 В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений и социально-экономических условий.
 На втором этапе (2 полугодие 2013 - 2014 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе ключевые мероприятия подпрограмм, обеспечив последовательные изменения в системе образования Кабардино-Балкарской Республики. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.
 На третьем этапе (2015 - 2016 годы) будут закреплены (рутинизированы) изменения, произведенные на предыдущих этапах, а также определены основные позиции по целям и задачам республиканской целевой программы развития образования на следующий период

Перечень подпрограмм

1. Модернизация дошкольного образования как института социального развития
 2. Модернизация общего образования как института социального развития
 3. Развитие этнокультурного образования 4. Развитие системы дополнительного образования детей
 5. Развитие коррекционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
 6. Развитие системы социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 7. Цифровая школа

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит:
 общий объем - 4679,837 млн. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета - 3231,499 млн. рублей;

 за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 1364,446 млн.
 рублей;

 за счет средств муниципальных бюджетов - 83,893 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

обеспечение доступности качественного дошкольного образования в Кабардино-Балкарской Республике, создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования, создание кадровых и материально-технических условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, создание системы выявления и поддержки образовательных ресурсов и программ для одаренных детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, модернизация системы повышения квалификации работников образования, внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов, внедрение современных моделей успешной социализации детей, завершение создания учебно-методических комплектов по предметам национально-региональной направленности, выдержанных в системно-деятельностной парадигме, для всех ступеней общего образования, обеспечение доступности качественных услуг дополнительного образования для всех учащихся республики независимо от места жительства, создание единого коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание инфраструктуры постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Анализ современного состояния образования в Кабардино-Балкарской Республике показывает, что в системе образования достигнуты определенные положительные результаты. Но вместе с тем в ней продолжают иметь место нерешенные проблемы и противоречия.

Одним из важных факторов, влияющих на состояние и развитие системы образования республики, продолжает оставаться демографическая ситуация.

С 1998 года (год исторического максимума контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики) численность школьников сократилась примерно на 38 процентов, что оказало и продолжает оказывать существенное влияние на параметры деятельности системы образования.

Снизилась наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях. Несмотря на введение новых организационно-экономических механизмов (НПФ, НСОТ), сохраняют свою актуальность вопросы дальнейшей оптимизации сети учреждений и повышения эффективности бюджетных расходов по их содержанию.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения и переход к системно-деятельностным принципам обучения требуют существенно иной организации образовательного процесса и конфигурации сети образовательных учреждений.

В связи с наблюдающимся в последние годы ростом рождаемости обострились проблемы обеспечения доступности дошкольного образования, организации предшкольной подготовки.

Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.

Результаты единого государственного экзамена, различных мониторинговых исследований и контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о наличии серьезных проблем в достижении приемлемого качества дошкольного, общего и дополнительного образования.

Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В республике к настоящему времени еще не сформирована стройная система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Значительные проблемы сохраняются в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки): не применяются персонифицированные модели профессионального роста педагогических, руководящих и иных категорий работников, в формировании содержания курсов повышения квалификации не принимают участие работодатели (администрации школ и органов управления образованием, профессионально-педагогические сообщества). Нуждаются в обновлении экономические механизмы в данной сфере. Результаты прохождения курсов повышения квалификации не отражаются на результативности деятельности учителей и управленцев.

Использование в образовании информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов носит в настоящее время большей частью локальный характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана.

При значительных инвестициях в развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений в последние годы она продолжает не соответствовать современным требованиям в большинстве образовательных учреждений.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

обеспечение инновационного характера базового образования;

модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Цель и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации (до 2016 года), соответствуют Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года.

Существующие проблемы республиканского образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто в 2012 - 2016 годах с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.

2. Основная цель и задачи Программы


Основной целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Кабардино-Балкарской Республики.

Достижение данной цели реализуется через выполнение подпрограмм по ключевым направлениям, в рамках которых формулируются соответствующие цели (цели второго уровня) и задачи по их достижению.

2.1. Подпрограмма "Развитие дошкольного образования как института социального развития"

Цель подпрограммы: обеспечение доступности и качества дошкольного образования в Кабардино-Балкарской Республике.

Для достижения данной цели будут реализованы мероприятия, направленные на развитие современных форм и технологий реализации образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность. Наряду с этим будут разработаны и реализованы вариативные модели организации дошкольного образования, позволяющие расширить его доступность на всей территории республики.

В рамках реализации данной подпрограммы также будут созданы стажировочная площадка и базовые дошкольные учреждения для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования.

2.2. Подпрограмма "Модернизация системы общего образования Кабардино-Балкарской Республики как института социального развития"

Целью реализации подпрограммы является обеспечение доступности современного качества общего образования, обеспечивающего успешную социализацию детей и подростков.

Для достижения поставленной цели будут созданы кадровые и материально-технические условия для введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, будет модернизирована система повышения квалификации работников образования как условие совершенствования учительского корпуса.

Также будут сформированы условия для сохранения и укрепления здоровья школьников, республиканская система выявления и поддержки одаренных детей.

В рамках реализации данной подпрограммы будут созданы стажировочная площадка и базовые школы по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования. На их базе будет организована стажировка и повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования.

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования будет включать повышение квалификации специалистов для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования и внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации.

В рамках данной подпрограммы также будут реализованы мероприятия по распространению в Кабардино-Балкарской Республике современных моделей успешной социализации детей, распространены инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. При распространении этих моделей будет осуществлен комплекс мер, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих проявлениям религиозного радикализма, национализма и сепаратизма.

2.3. Подпрограмма "Развитие этнокультурного образования"

Цель подпрограммы: обеспечение доступности качественного образования по предметам национально-региональной направленности, обеспечивающего успешную этнокультурную социализацию учащихся.

Для достижения данной цели будет продолжена начатая ранее работа по разработке и изданию учебно-методических комплектов по предметам национально-региональной направленности, выдержанных в системно-деятельностной парадигме.

Будут реализованы мероприятия по повышению квалификации авторов учебно-методических комплектов, педагогических и управленческих кадров в рамках разработки и введения в действие новых стандартов и учебно-методических комплектов нового поколения.

Особое внимание будет уделено вопросам совершенствования содержания, методик и технологий преподавания предметов национально-региональной направленности в соответствии с требованиями ФГОС.

2.4. Подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования детей"

Цель подпрограммы: обеспечение доступности качественных услуг дополнительного образования для всех учащихся республики независимо от места жительства.

Для достижения указанной цели будут реализованы мероприятия, направленные на расширение спектра программ дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи. Одновременно будут усовершенствованы содержание, организационные формы и технологии дополнительного образования детей.

2.5. Подпрограмма "Развитие системы коррекционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов"

Целью подпрограммы является повышение качества и доступности коррекционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обеспечивающего их лечение и социальную адаптацию.

Для достижения данной цели предполагается создание единой республиканской базы данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах; системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в республике и за ее пределами, педагогическом опыте, методических разработках в области интегративных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

На базе Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения будет сформирована система раннего выявления отклонений в развитии, раннего консультирования семей, воспитывающих детей данной категории.

В рамках подпрограммы будут созданы условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в массовую общеобразовательную школу.

Специальные мероприятия будут реализованы для целевой подготовки специалистов-дефектологов на базе ведущих вузов страны, а также для формирования толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»