4. Основными задачами Министерства являются:
4.1 создание необходимых условий для реализации конституционного права граждан на получение образования, единства культурного и образовательного пространства, а также сохранения и национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики;
4.2 руководство в пределах своей компетенции системой образования республики и координация деятельности всех ее структур;
4.3 целенаправленное формирование образовательных потребностей общества, создание условий для их удовлетворения путем развития сети различных образовательных, учреждений и расширения спектра предоставляемых ими образовательных услуг;
4.4 обеспечение развития системы образования республики на основе федеральной и республиканской программ развития образования, а также разработки и реализации республиканских целевых программ и проектов в области образования, науки. Кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение этих программ;
4.5 разработка и реализация региональных требований к содержанию образования, установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и создание условий для их реализации;
4.6 осуществление в пределах своей компетенции лицензирования, аттестации, государственной аккредитации и оценки качества образовательного процесса в государственных и негосударственных образовательных учреждениях и организациях;
4.7. создание необходимых условий для внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс, сферу управления образованием и контроля качества образования. Информационное обеспечение муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений;
4.8 реализация кадровой политики в сфере образования, организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации педагогических и руководящих работников;
4.9 обеспечение соблюдения законодательства РФ и законодательства КБР в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
4.10 нормативно-правовое регулирование отношений в области образования, науки;
4.11 совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования республики;
4.12 реализация государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии, направленной на их выявление, устройство и создание наиболее благоприятных условий для воспитания, обучения, самоопределения и самореализации;
4.13 формирование государственного заказа для образовательных учреждений на основе изучения рынка труда, а также содействие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений;
4.14 выработка стратегической политики развития сферы образования республики, перспективное планирование ее материально-технического развития, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и контроль за развитием их материальной базы;
4.15 развитие в пределах своей компетенции международного и межрегионального сотрудничества области образования и науки.
5. Министерство осуществляет следующие полномочия
5.1 обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию федеральной программы развития образования, федеральных целевых программ в области образования и науки;
5.2 разрабатывает и реализует в установленном порядке республиканские целевые программы и проекты в области образования и науки с учетом национальных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей республики, в том числе на межведомственной основе, выполняет функции заказчика по разработке указанных программ и проектов. Участвует в разработке межрегиональных и международных программ в области образования и науки;
5.3. разрабатывает проекты законов КБР и иных республиканских правовых актов, регулирующих отношения в области образования и науки, представляет указанные проекты и иные предложения по вопросам, относящимся к ведению Министерства, на рассмотрение Президента и Правительства КБР, готовит заключения на проекты правовых актов, разработанных другими исполнительными органами государственной власти КБР в области образования и науки;
5.4. осуществляет в пределах своей, компетенции контроль за соблюдением на территории республики законодательства Российской Федерации и законодательства Кабардино-Балкарской Республики в области образования и науки, исполнением государственных образовательных стандартов в системе образования республики, создает условия для их реализации;
5.5. разрабатывает национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов, осуществляет финансирование и контроль за их реализацией;
5.6. разрабатывает базисные учебные планы, программы и другую учебно-методическую документацию для учреждений дошкольного, общего, начального профессионального и дополнительного образования;
5.7. осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования и науки республики, определяет задачи и приоритеты с учетом социокультурных особенностей региона;
5.8. участвует в пределах своей компетенции в разработке республиканских нормативов финансирования образования;
5.9. ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования контрольные цифры приема всех категорий обучающихся. Координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемных показателей и структуры подготовки специалистов;
5.10. формирует республиканский заказ образовательных услуг на основе анализа состояния рынка труда, предложений населения и учащейся молодежи, запросов отраслей народного хозяйства республики;
5.11. разрабатывает и реализует совместно с другими исполнительными органами государственной власти КБР и общественными организациями комплекс мер по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и незанятого населения, разрабатывает и реализует комплексную программу подготовки кадров для республиканского рынка труда;