ЗАКОН
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 21 ноября 1996 года N 30-РЗ
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(утратил силу Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26.06.2004 года N 13-РЗ, НГР: RU07000200400101)
(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. N 39-РЗ,
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 11.01.2003 года N 3-РЗ)
Настоящий Закон определяет организационно - правовые нормы и принципы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Кабардино-Балкарской Республики или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (преамбула в ред. Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. N 39-РЗ)
1. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2. Авария - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами является катастрофой.
3. Опасное природное явление - это событие природного происхождения или состояние элементов окружающей природной среды, которое по интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать поражающее воздействие на людей, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.
4. Стихийное бедствие - это разрушительное природное и (или) природно - антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
5. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
6. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
7. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
(статья в ред. Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. N 39-РЗ)
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
а) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
б) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
в) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Чрезвычайные ситуации различают:
а) по характеру источника:
техногенные - чрезвычайные ситуации, происшедшие в связи с конструктивными, производственными, технологическими и эксплуатационными причинами, а также из-за случайных внешних воздействий и заключающиеся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений;
природные - стихийные события природного происхождения, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и экологии;
экологические - чрезвычайные события, вызванные изменением под воздействием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и заключающиеся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику и генофонд;
военные - чрезвычайные события, вызванные применением сил и средств вооруженными силами;
б) по масштабам:
локальные (объектовые) - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации не выходят за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы его силами и средствами;
местные - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации не выходят за пределы населенного пункта;
территориальные - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации не выходят за пределы субъекта Российской Федерации;
федеральные - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации выходят за пределы двух и более субъектов Российской Федерации;
глобальные - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации выходят за пределы Российской Федерации.
Кабардино-Балкарская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
а) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществление целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечение готовности к эффективным действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
е) прогнозирование и оценка социально - экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
ж) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
к) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
л) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
м) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. N 39-РЗ)
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством.
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико - биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, организаций информацией в области защиты населения и предприятий от чрезвычайных ситуаций, а также состав информации, сроки и формы ее представления устанавливаются Правительством Кабардино - Балкарской Республики.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий Кабардино-Балкарской Республики от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций с целью максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами предприятий и организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, органов исполнительной власти под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью в вышестоящую комиссию по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия берет на себя координацию и руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации. При недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям является координирующим органом территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначена для организации и выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от них и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации деятельности по этим вопросам сил и средств на подведомственной территории.
В соответствии с ожидаемым масштабом чрезвычайной ситуации создаются республиканская, районная, городская, объектовая комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые являются постоянно действующими органами.
Возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям первый заместитель руководителя органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или объекта экономики. Порядок формирования комиссий и руководства работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, полномочия председателя комиссии (руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций) устанавливаются положением, утверждаемым Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 9.
исключена. - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. N 39-РЗ
Парламент Кабардино-Балкарской Республики:
а) принимает законы и иные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики:
а) принимает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;