ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 сентября 2011 года N 272-ПП
О республиканской целевой программе "Развитие лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики" на 2012-2020 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 декабря 2016 года на основании Постановления Правительства КБР от 16.12.2016 N 224-ПП.
____________________________________________________________________
(изменения и дополнения:
постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05.08.2013 N 225-ПП, НГР: RU07000201300248)
В целях обеспечения охраны лесов от пожаров, защиты от вредных организмов и неблагоприятных факторов, воспроизводства лесов, обеспечения рационального использования лесных ресурсов, государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, ведения государственного лесного реестра и кадрового обеспечения лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики" на 2012-2020 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (А.А. Бишенов) при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов бюджетных ассигнований.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
Утверждена
Постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 5 сентября 2011 г. N 272-ПП
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Развитие лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики" на 2012 - 2020 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | Соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством лесного хозяйств а и Кабардино-Балкарской Республикой от 25 февраля 2011 года |
Государственный заказчик Программы | Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству (далее - Госкомлес КБР) |
Основной разработчик Программы | Госкомлес КБР |
О сновные исполнители Программы | Госкомлес КБР, подведомственные государственные учреждения - лесничества, государственное бюджетное учреждение "Кабардино-Балкарская лесная охрана" Госкомлеса КБР, Минсельхоз КБР, местные администрации муниципальных районов КБР (поручения, касающиеся местных администраций муниципальных районов КБР, носят рекомендательный характер) |
Цели Программы | обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие республики |
Задачи Программы | осуществление комплекса мер по сохранению и воспроизводству лесов; |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 520466,2 тыс. рублей, в том числе за счет: |
Целевые показатели реализации Программы | объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете 1 га земель лесного фонда (руб./га); |
Ожидаемые результаты реализации Программы | повышение эффективности государственного управления лесами; |
Система организации контроля за исполнением Программы | информация о ходе реализации Программы представляется в установленном Правите льством Кабардино-Балкарской Республики порядке |
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового и ресурсного обеспечения лесного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Программа направлена на формирование условий социально-экономического развития республики в части обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их экологической значимости и биологического разнообразия.
Леса Кабардино-Балкарской Республики имеют неоценимое значение, играя большую роль в процессах регулирования состояния окружающей среды и предотвращения негативных изменений климата не только в республике, но и в регионе в целом.
Общая площадь земель лесного фонда Кабардино-Балкарской Республики на 1 января 2011 года составляет 323,1 тыс. га, в том числе закрепленная за Госкомлесом КБР - 194,7 тыс. га. Земли, покрытые лесной растительностью, - 191,5 тыс. га, в том числе закрепленные за Госкомлесом КБР, - 178,6 тыс. га.
Площадь лесных земель республики составляет 60 процентов от общей площади лесов, а нелесные земли - 40 процентов; земли, покрытые лесной растительностью, - 98,2 процента от общей площади лесных земель.
Общий запас древесины в республике составляет 35,3 млн. м3, из них в лесах, находящихся на землях лесного фонда Госкомлеса КБР, - 33,6 млн. м3.
Среднегодовой прирост древесины - 520 тыс. м3, в том числе на землях лесного фонда Госкомлеса КБР, - 500 тыс. м3.
Леса республики распределены по районам неравномерно.
Кабардино-Балкарская Республика относится к малолесной зоне, лесистость составляет всего 15,2 процента (по Северо-Кавказскому федеральному округу - 10,9 процентов, по Российской Федерации - 45,4 процента).
Леса, расположенные на землях лесного фонда Кабардино-Балкарской Республики, находятся в федеральной собственности и по целевому назначению отнесены к защитным лесам, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Лесная зона состоит в основном из широколиственных лесов с участием хвойных и дикоплодовых лесонасаждений.
В республике произрастает более 50 видов древесно-кустарниковых пород.
Твердолиственные породы занимают 61 процент покрытых лесом площадей, мягколиственные - 34 процента и хвойные - 5 процентов.
Основные лесообразующие породы Кабардино-Балкарской Республики - бук, дуб, сосна, береза, осина и другие. Они занимают более 70 процентов земель, покрытых лесной растительностью, прочие древесные породы (граб восточный, груша, каштан, орех грецкий, орех маньчжурский, яблоня и другие) - 27 процентов земель, на остальной площади (3 процента) - кустарники (бересклет, лещина, облепиха, боярышник, мушмула и другие).
Наибольшую площадь и запас в твердолиственном хозяйстве занимает бук восточный - 38 процентов от общей площади лесов и 55,7 процентов от общего запаса лесных насаждений, в мягколиственном хозяйстве - береза - 17,7 процентов и 6,5 процентов, среди хвойных пород произрастает только сосна - 4,6 процентов и 5 процентов соответственно.
По отношению к возрастной структуре на землях лесного фонда республики преобладают средневозрастные насаждения (44 процента), спелые и перестойные древостои занимают второе место по площади (36 процентов), наименьшие площади заняты приспевающими насаждениями (15 процентов) и молодняками (5 процентов).
Лесное хозяйство Кабардино-Балкарской Республики в настоящее время продолжает оставаться во многом отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования лесных ресурсов, повышения продуктивности лесов, сохранения их биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Основными проблемами лесного хозяйства республики являются наличие в лесах очагов вредителей и болезней леса, влияние других неблагоприятных природно-климатических факторов (буреломы, ветровалы, лавины, наводнения, сели, засуха и другие), а также выжигание сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения (палы сухой травы), зачастую самими землепользователями. В последние годы именно от палов начинается большинство лесных пожаров.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах, износ имеющейся противопожарной техники и оборудования может привести к увеличению нарушений правил пожарной безопасности, снижению технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.
В целях недопущения гибели лесов от вредителей и болезней леса, увеличения площади очагов лесных вредителей (американская белая бабочка, зеленая дубовая листовертка и другие) необходимо ежегодно проводить лесозащитные мероприятия и работы.
Необходимо усилить работу по сокращению незаконных рубок леса, повысить показатель выявляемости виновников совершения лесонарушений.
Полномочиями по обеспечению государственного лесного контроля и надзора наделены гражданские служащие Госкомлеса КБР и работники подведомственных государственных учреждений - лесничеств в количестве 56 человек, функциями по обеспечению государственного пожарного надзора в лесах - 60 человек.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления работ по обеспечению государственного лесного контроля и надзора.
В целях повышения эффективности лесного хозяйства необходимо не допускать снижения объемов искусственного лесовосстановления, повысить устойчивость лесных насаждений к неблагоприятным факторам и снизить долю гибели лесных культур старших возрастов, увеличить кратность и качество уходов за лесными культурами.
Для улучшения ситуации в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом требуется возобновление работы лесного питомника или создание на его базе лесного селекционно-семеноводческого центра.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В настоящее время лесоустроительные материалы имеют срок давности лесоустройства 10 и более лет, в связи с чем требуется проведение лесоустроительных работ начиная с 2012 года.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его кадрового потенциала. Сегодня все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий, по сравнению с другими отраслями экономики, уровень оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе республиканской целевой программы по подъему ведения лесного хозяйства на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов, управления лесным хозяйством, совершенствование нормативной правовой базы в области лесных отношений.
Успешная реализация Программы возможна только при активном участии федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в комплексном урегулировании проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системном развитии использования, воспроизводства лесов и организационно-финансовом взаимодействии.
Целью Программы является обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие республики.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
осуществление комплекса мер, направленных на сохранение и воспроизводство лесов республики;
повышение эффективности охраны и защиты лесов;
сокращение объемов незаконных рубок в лесах;
повышение доступности лесного фонда при его использовании и для осуществления лесохозяйственных мероприятий;
создание единой системы получения, обработки, хранения и использования информации о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, об их использовании, охране, защите и воспроизводстве;
усиление эффективности государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах;
обеспечение качественного и своевременного повышения квалификации специалистов лесного хозяйства;
сокращение площади не покрытых лесом земель, облесение земель, не пригодных для ведения сельского хозяйства, профилактика водной и ветровой эрозии почв;
обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем, создание благоприятных условий для функционирования агропромышленного комплекса республики.
Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются путем выполнения мероприятий по следующим направлениям:
охрана лесов от пожаров;
защита лесов от вредных организмов, неблагоприятных факторов;
воспроизводство лесов;
обеспечение использования лесов, ведение государственного лесного реестра, государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах;
кадровое обеспечение лесного хозяйства.
В систему показателей для оценки эффективности реализации Программы включены показатели, характеризующие выполнение установленных задач и конкретных ожидаемых конечных результатов Программы.
Целевыми показателями Программы являются:
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете 1 га земель лесного фонда (руб./га);
посадка леса (га);