По состоянию на 1 января 2011 года жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики составляет 15515,5 тыс. кв. метров общей площади, из них: аварийных жилых помещений - 110,1 тыс. кв. метров, ветхих жилых помещений - 268,4 тыс. кв. метров.
Проблема обеспечения жильем населения остается весьма острой. Несмотря на то что средняя обеспеченность жильем одного жителя республики ежегодно растет, она продолжает оставаться значительно ниже среднероссийского уровня. По состоянию на 1 января 2011 года в среднем на одного жителя республики приходилось 18,0 кв. м общей площади, против 23 кв. м общероссийского значения.
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 1 января 2010 года составило 11,5 тысяч.
Более 4,7 тыс. человек (около 1 процента от всего населения республики) в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Количество семей, проживающих в указанных домах, составляет 51 процент от общей численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
В республике имеется 66 общежитий (в основном коридорного и блочного типов), в которых проживает около 4,5 тыс. семей. Наиболее острая проблема остается в г. Нальчике, где сосредоточено 76,5 процента общежитий (52 объекта), в которых проживают более 3,5 тыс. семей.
Построенные в 70-е и 80-е годы здания общежитий имеют значительный физический износ, близкий к аварийному состоянию.
Утратил силу абзац 7 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.2013 N 209-ПП, НГР: RU07000201300232
В Кабардино-Балкарии с 1999 года отмечается сокращение численности населения, которое происходит за счет отрицательного сальдо миграции на фоне постоянно сокращающегося естественного прироста населения. В 2006 году естественный прирост составил 544 человека, в 2007 году - 2956 человек, в 2008 году - 3957 человек, в 2009 году - 3737 человек, в 2010 году - 496 человек (в 1991 году - около 8 тыс. человек).
Анализ состояния динамики демографических процессов и причин, их вызывающих, свидетельствует о невозможности стабилизации демографической обстановки в республике и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, подъема экономики, повышения уровня жизни населения. Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения. Как показали социологические исследования, основные причины, по которым молодые семьи не желали заводить детей, - отсутствие перспективы получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия подключения к системам коммунальной инфраструктуры. Решить данные проблемы необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Завершается период так называемой точечной застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей. Для наращивания объемов жилищного строительства ограничены возможности использования действующих мощностей. В целях увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Были созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.
Существовавшая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, основанная на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры или выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, должна быть изменена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Это создаст равные конкурентные условия для застройщиков и будет способствовать освоению новых перспективных площадок для жилищного строительства.
Для участия в данной Программе органы местного самоуправления должны завершить разработку комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В подавляющем большинстве муниципальных образований отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевой подход, что позволит не только сохранить, но и увеличить объемы жилищного строительства, создаст необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.