Недействующий

О Концепции развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы

Состояние и проблемы городского пассажирского транспорта


Маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике представлена 66 автобусными маршрутами и 7 маршрутами наземного электротранспорта, которые обслуживаются 133 автобусами большой и средней вместимости, 970 микроавтобусами и 48 троллейбусами. Организацией перевозок занимаются 20 предприятий различных форм собственности. Городские маршруты имеются в городах Нальчик, Тырныауз, Баксан, Майский, Нарткала, Терек.

Основная доля перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования приходится на городской округ Нальчик, население которого составляет 300,4 тыс. человек.

Маршрутная сеть городского округа Нальчик представлена 31 автобусным маршрутом, в том числе 27 - городских, 3 - пригородных, 1 - сезонный, и 7 маршрутами, обслуживаемыми электротранспортом.

В городском округе Нальчик пассажирские перевозки осуществляют 1 муниципальное автотранспортное предприятие "НальчикАвтобусТранс", 11 предприятий частной формы собственности и одно муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление".

Из 27 городских маршрутов 6 обслуживаются совместно автобусами средней вместимости и микроавтобусами, 2 - только автобусами средней вместимости, 19 - только микроавтобусами.

МУП "Троллейбусное управление" в своем составе имеет депо на 100 единиц подвижного состава, 9 преобразовательных подстанций, 69,6 км контактных сетей в однопутном исчислении, 35,87 км кабельных сетей. Более 50 процентов троллейбусов подлежат списанию в связи с истечением нормативного срока эксплуатации. Высокая степень износа подвижного состава, постоянно увеличивающиеся затраты на электроэнергию, материалы и запасные части, снижение пассажиропотока в связи с высокой конкуренцией на рынке транспортных услуг явились причиной убыточной работы предприятия. В связи с этим МУП "Троллейбусное управление" обеспечивает перевозку пассажиров только на 3 городских маршрутах из 7 имеющихся.

Себестоимость перевозки одного пассажира на электрическом транспорте составляет 10,29 рубля, автомобильном - 9,5 рубля при действующем тарифе в 2009 году 8 рублей на одну поездку.

С января 2007 года работу городского автомобильного пассажирского транспорта контролирует автоматизированная система "Навигация", которая позволяет в постоянном режиме вести наблюдение за работой водителя, в любое время определять местонахождение автобуса.

В городском округе Прохладный численность населения составляет 58,6 тыс. человек. Организацией городских пассажирских перевозок занимаются созданное на базе муниципального унитарного предприятия "Прохладненское пассажирское автотранспортное предприятие" муниципальное унитарное предприятие "Автотранспортная компания" и три предприятия частной формы собственности.

В маршрутную сеть городского округа Прохладный входят 19 городских маршрутов, которые обслуживаются 10 автобусами и 58 микроавтобусами.

В последние годы широкое развитие получил рынок перевозок легковыми такси. С 2004 года этот вид транспортных услуг не лицензируется. Только в городском округе Нальчик действуют более 25 фирм, занимающихся легковыми таксомоторными перевозками, при этом большинство из них не имеют собственной производственной базы.

Основными проблемами развития городского пассажирского транспорта общего пользования являются:

нерациональная структура участников рынка маршрутных пассажирских перевозок, отсутствие необходимого количества автобусов большой и средней вместимости на регулярных автобусных маршрутах;

снижение показателей эффективности использования городского электрического транспорта, производственной базы, троллейбусных линий как ранее действующих, так и новых;

постоянное увеличение подвижного состава, отставание развития дорожной инфраструктуры от темпов автомобилизации, обусловливающее низкую пропускную способность основных магистралей, возникновение аварийных ситуаций, ухудшение экологической обстановки;

несоответствие технического уровня подвижного состава требованиям безопасности, экономичности и уровню воздействия на окружающую среду;

низкий контроль над полнотой сбора выручки, оказывающий влияние на финансовое состояние муниципальных автотранспортных предприятий;

несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность перевозчиков в сфере услуг легковыми такси;

высокая загруженность автовокзала МУП "Нальчикмежтранс", расположенного в центральной части города, существенно влияющего на безопасность дорожного движения, экологическую обстановку, не способствующего обеспечению общественной безопасности.