В Кабардино-Балкарской Республике функционируют 5 автовокзалов и 2 автостанции, 12 муниципальных базовых автотранспортных предприятий, 2485 единиц подвижного состава, обслуживающих всю маршрутную сеть.
За последние годы на рынке регулярных пассажирских перевозок возросло число малых предприятий, частных и индивидуальных предпринимателей. Развитие этого рынка транспортных услуг происходит достаточно быстрыми темпами, однако сопровождается рядом негативных факторов, в числе которых превалирует отсутствие у базовых предприятий достоверной информации о работе транспорта общего пользования на маршрутной сети.
Отсутствие единого диспетчерского управления и контроля организации перевозочного процесса в постоянном режиме не дает возможности для анализа и оперативного принятия управленческих решений, что, в свою очередь, ведет к неэффективности функционирования автотранспортного комплекса.
Отсутствие единого информационного пространства не позволяет пассажирам владеть всей необходимой информацией о режимах работы автовокзалов и автостанций, пассажирского транспорта, расписаниях движения, возможности бронирования мест на маршруты дальнего следования.
Анализ работы пассажирского автотранспорта в субъектах Российской Федерации показывает, что без создания Единой диспетчерской службы (далее - ЕДС) невозможно достичь эффективного развития и поддержания стабильной работы пассажирского транспорта и реализовать функции, регламентированные принятыми Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Техническая составляющая реализации данного вопроса предполагает внедрение спутниковой навигационной системы Российской разработки ГЛОНАСС.
Указанная навигационная система позволит в режиме реального времени отслеживать перемещение по маршруту транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, с возможностью регистрации и длительного хранения данных о скорости, направлении движения транспортного средства, а в перспективе - и плотности пассажиропотока, что будет способствовать улучшению показателей эффективности работы транспортных предприятий, снижению количества фактов перепробега, экономии горюче-смазочных материалов, безопасности дорожного движения, предупреждения, а также содействию оперативному реагированию в случае возникновения нештатных ситуаций, в том числе и криминогенного характера, так как используемое оборудование имеет возможность голосовой и пейждинговой связи водителя транспортного средства с диспетчером.
Указанная навигационная система также позволяет осуществлять в режиме реального времени мониторинг ситуации в транспортном комплексе заинтересованным ведомствам, руководителям транспортных предприятий или диспетчерским пунктам на любом удалении по заранее определенному списку доступа к информации, а в перспективе - и выводу данных на информационные дисплеи в зданиях автовокзалов.
ЕДС структурно будет представлена центральным диспетчерским пунктом, диспетчерскими пунктами на транспортных предприятиях, автовокзалах и автостанциях. Источником первичной информации явятся датчики, установленные на транспортных средствах.
Основными функциями Единой диспетчерской службы являются:
оперативное управление и контроль перевозочного процесса; улучшение качества транспортного и информативного обслуживания пассажиров;
повышение регулярности движения автомобильного пассажирского транспорта за счет непрерывного автоматизированного контроля движения в режиме реального времени;
оперативная выработка необходимых мер по обеспечению безопасности пассажирских перевозок (в случаях нарушения движения, изменения распределения пассажиропотоков);
предупреждение и своевременное реагирование в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (криминогенные, ДТП, терроризм);
передача оперативной информации пассажирам на автовокзалах и автостанциях;
повышение эффективности использования автобусов за счет рационального использования резерва на наиболее загруженных направлениях;
контроль исполнения перевозчиками всех форм собственности условий договорных обязательств с заказчиком, улучшение качества обслуживания пассажиров;
увязка интервалов движения по периодам дня на соприкасающихся маршрутах;
координация и синхронизация работы всех участников перевозочного процесса.
Эффективная координация движения всех видов пассажирского транспорта позволит сократить время пересадки пассажиров на различные виды транспорта, затраты времени на подход к остановочным пунктам, ожидание подвижного состава и передвижения.
Внедрение на автовокзалах, автостанциях и предприятиях, участвующих в процессе пассажирских перевозок с автоматизированной системой диспетчерского управления и применением современных технологий, обеспечит следующие результаты:
полный переход на автоматизированный учет и контроль за организацией работы транспортного комплекса путем интеграции вокзалов, автостанций, автотранспортных предприятий и транспортных средств республики в единое информационное пространство;
контроль выхода транспорта, соблюдение расписаний движения, контроль регулярности движения, корректировку движения в зависимости от дорожных условий;
мониторинг пассажиропотоков, ведение учета фактической работы автотранспорта, контроль тарифной дисциплины;
повышение регулярности движения автомобильного пассажирского транспорта;
развитие рекламно-информационного обслуживания с целью своевременного и достоверного информирования пассажиров о всех условиях организации и осуществления пассажирских перевозок и дополнительных услугах;
получение Министерством транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и базовыми транспортными предприятиями достоверной и объективной информации о работе транспорта общего пользования на маршрутной сети.
Реализация предложенных выше мероприятий позволит создать необходимые условия для повышения эффективности управления пассажирским транспортным комплексом в республике, повысит слаженность работы субъектов, участвующих в перевозочном процессе.