Недействующий

О Концепции развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы

I. Состояние и проблемы развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике


Транспорт играет исключительную роль в экономике региона, являясь составной частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности экономики и населения в транспортных услугах.

Услуги транспорта составляют 19,3 процента общих расходов населения на оплату услуг.

Маршрутная сеть республики представлена 223 регулярными автобусными маршрутами, из которых 2 - международные, 36 - межсубъектные, 119 - межмуниципальные, 66 - внутригородские, и 7 маршрутами городского электрического транспорта.

Республиканскую маршрутную сеть обслуживают 2538 единиц подвижного состава. Из них 2212 автобусы малой вместимости, или 87% от общего количества, принадлежащие малым предприятиям и частным предпринимателям - физическим лицам. На долю муниципального транспорта приходится 240 автобусов большой и средней вместимости, 38 микроавтобусов, 48 троллейбусов.

В Кабардино-Балкарской Республике функционируют 5 автовокзалов и 2 автостанции, находящиеся в ведении соответствующих муниципалитетов.

В настоящее время все населенные пункты Кабардино-Балкарской Республики обеспечены прямым либо транзитным автобусным сообщением.

Для Кабардино-Балкарской Республики пассажирский автомобильный транспорт общего пользования остается одним из основных факторов, обеспечивающих экономическую и социальную стабильность общества, мобильность населения, развитие территорий республики. На его долю приходится около 87 процентов перевозок пассажиров.

Анализ показывает, что за последние годы пассажирооборот и количество пассажиров, перевозимых транспортом муниципальных предприятий, постоянно снижается. При этом транспорт малых предприятий и частных предпринимателей занимает доминирующее положение на рынке пассажирских перевозок, что не решает в полной мере проблему качества предоставления транспортных услуг.

Снижение темпов обновления и пополнения подвижного состава муниципальных автотранспортных предприятий и троллейбусного управления, модернизации производственной базы привело к существенному ухудшению технического состояния используемого подвижного состава и, как следствие, - снижению производственных показателей.

Несмотря на возрастающую роль транспорта в социально-экономической жизни республики и достаточный уровень адаптации к рыночным условиям, развитие пассажирского автомобильного транспорта общего пользования в республике осложняется проблемами, требующими решения как на региональном, так и федеральном уровне. Основными из них являются:

несовершенство федерального законодательства и законодательства Кабардино-Балкарской Республики, нормативно-правовой базы органов местного самоуправления в определении основных принципов взаимоотношений в сфере организации пассажирских перевозок;

отсутствие на федеральном уровне закона, определяющего минимальные транспортные стандарты, гарантирующие доступность, безопасность и качество пассажирских перевозок;

отсутствие единой системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками, призванной обеспечить регулярность перевозок, оперативное принятие управленческих решений и эффективный контроль полноты сбора выручки;

высокая степень физического и морального износа подвижного состава автобусов средней и большой вместимости муниципальных автотранспортных предприятий, преобладание на маршрутной сети транспорта малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, обслуживающих автобусные маршруты транспортными средствами малой вместимости;

низкие показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения;

несовершенство системы подготовки и переподготовки квалифицированных водителей и ремонтных рабочих.