Недействующий

ЗАКОН

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 18 мая 1993 года N 1467-ХII-З

Об охране окружающей природной среды


(Изменения:

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2003 года N 82-РЗ, НГР: RU07000200300176)

(утратил силу:

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 года N 55-РЗ, НГР: RU07000200400220)

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов Кабардино-Балкарии, естественной основой их устойчивого социально - экономического развития и благосостояния.

Настоящий Закон устанавливает основы правопорядка в сфере охраны окружающей природной среды и имеет целью предотвращение ухудшения ее качества и истощения природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности на территории Кабардино-Балкарской Республики. В комплексе с мерами воспитательного, организационного и экономического воздействия Закон призван содействовать формированию экологического правосознания населения Кабардино - Балкарии.

Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства Кабардино-Балкарии


Задачами природоохранительного законодательства Кабардино - Балкарии являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений жителей республики.

Статья 2. Система природоохранительного законодательства Кабардино-Балкарии


Природоохранительное законодательство в Кабардино-Балкарской Республике состоит из настоящего Закона, издаваемых на его основе законодательных актов, специальных подзаконных нормативно - методических документов. В систему природоохранного законодательства Кабардино-Балкарской Республики включаются федеральные нормативы качества окружающей природной среды.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды


При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, потенциально влияющей на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, юридические и физические лица (как граждане Кабардино-Балкарии, так и иностранные граждане и лица без гражданства) обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для проживания населения, воспитания детей;

- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с целью сохранения экологического равновесия, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- межгосударственным и межрегиональным сотрудничеством в области охраны окружающей природной среды.

Статья 4. Объекты охраны окружающей природной среды


1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Кабардино-Балкарской Республики подлежат:

- естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

- земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, в т.ч. источники централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения населенных мест, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир (в т.ч. рыба), микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их произрастания и обитания.

Статья 5. Компетенция Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей природной среды


К исключительной компетенции Верховного Совета Кабардино - Балкарской Республики в регулировании отношений в области охраны окружающей природной среды относятся:

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды в республике и утверждение экологических программ;

- определение полномочий органов местного самоуправления, порядка организации и деятельности органов управления и надзора в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на территории КБР;

- установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших граждан и обеспечения режима таких зон на территории КБР.

Верховный Совет Кабардино-Балкарской Республики может рассматривать и другие вопросы в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, входящие в компетенцию КБР в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики и настоящим Законом, а также аналогичным Законом Российской Федерации.

Статья 6. Компетенция Правительства Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей природной среды


Правительство Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей природной среды:

- осуществляет реализацию государственной экологической политики;

- обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, планирование охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, финансирование и материально - техническое обеспечение экологических программ;

- координирует природоохранную деятельность органов государственного управления, министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории КБР;

- устанавливает порядок образования и использования Республиканского внебюджетного экологического фонда;

- устанавливает дифференцированные ставки платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ;

- принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно - заповедный фонд КБР;

- организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;

- принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

- обеспечивает публикацию материалов по экологической информации населения;

- руководит внешними связями Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей природной среды;

- Правительство КБР может осуществлять и иные полномочия в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов в соответствии с Конституцией КБР и настоящим Законом.

Статья 7. Компетенция специально уполномоченных на то государственных органов управления и контроля Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей природной среды


К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов управления и контроля КБР в области охраны окружающей природной среды относятся:

- проведение единой научно - технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области;

- государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов КБР, а также за соблюдением норм экологической безопасности;

- координация работы других органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды;

- осуществление государственной экологической экспертизы;

- получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологической информации;

- подготовка материалов для экологической информации населения;

- выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально - бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарии;

- ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;

- участие в разработке Республиканских экологических программ и аналогических программ Российской Федерации;

- организация мониторинга (системы слежения) окружающей природной среды;

- контроль всеобщей паспортизации предприятий, расположенных на территории КБР, независимо от их подчинения и форм собственности;

- составление протоколов и рассмотрение дел об административных нарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;

- ведение кадастров природных ресурсов, учет и оценка их состояния, учет экологически вредных объектов;

- участие в составлении Красной Книги КБР, организация природно - заповедного дела;

- участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

- осуществление межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, изучение, обобщение и распространение положительного опыта, обеспечение выполнения обязательств Кабардино-Балкарии в соответствии с межрегиональными соглашениями в области природной среды. Решение специально уполномоченных на то государственных органов управления и контроля КБР в области охраны окружающей природной среды по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды


К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, района, разработка экологических программ;

- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на подведомственной территории;

- учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории независимо от формы собственности и подчинения;

- планирование, финансирование, материально - техническое обеспечение природоохранных мероприятий:

- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций, расположенных на подведомственных территориях, независимо от их форм собственности и подчинения;

- выдача разрешений на отдельные виды природопользования;

- принятие решений об ограничении или приостановлении экологически вредной деятельности;

- разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;

- организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

- экологическое воспитание, образование, просвещение;

- обеспечение населения городов и районов необходимой экологической информацией, решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных органов самоуправления и местной администрации в соответствии с Законом КБР "О местном самоуправлении в КБР".

Статья 9. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды


Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению или максимальному ограничению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

- возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований экологической безопасности населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»