Важнейшим фактором обеспечения успешности модернизационных процессов в региональной системе образования стала реализация приоритетного национального проекта "Образование" на территории Астраханской области.
Результаты мониторинга реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Астраханской области, отслеживающего появление системных эффектов, соответствуют данным всероссийских исследований. Общество уверенно отмечает наметившиеся тенденции развития, направленные на повышение качества образования обучающихся, улучшение условий обучения, увеличение доли применения в учебном процессе современных информационных технологий, активизацию работы с общественностью.
Логика приоритетного национального проекта потребовала внедрения принципиально новых финансовых механизмов и новых организационных форм управления в системе общего образования.
Однако необходимо отметить, что решение первоочередных задач, связанных в основном с изменением материальной составляющей и внедрением новых финансово-организационных механизмов, потребовало перейти на качественно новый этап развития системы образования Астраханской области, который требует изменения содержания образования.
В связи с интеграцией страны в мировое образовательное пространство очевидной стала необходимость изменения вектора направления организации обучения с установки на запоминание большого количества информации к освоению обучающимися новых видов деятельности с целью достижения новых образовательных результатов. Сегодня в соответствии с государственным и общественным запросом к качеству образования на первый план выходит необходимость готовить выпускника, владеющего информационными технологиями, умеющего решать проблемы, вступать в коммуникацию, заботиться о своем здоровье.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование у выпускников базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, а также владение культурой самоорганизации и культурой самообразования. Значительную роль в развитии компетентностного обучения должно сыграть расширение спектра индивидуальных образовательных траекторий на основе дальнейшего совершенствования организации профильного обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей.
В соответствии с новыми запросами одновременно с процессом обновления содержания образования должны происходить структурные и организационные изменения в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
C 2007 года обеспечены условия для перехода образовательных учреждений на систему оплаты труда, отвечающую ключевому принципу: высокая заработная плата за качественную образовательную услугу.
Участие Астраханской области в комплексном проекте модернизации образования позволило повысить роль гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности педагогических работников.
Усилия органов управления образованием направлены на реализацию основных принципов государственной образовательной политики: обеспечение доступности образования, повышение его качества, обеспечение структурных изменений системы образования Астраханской области, расширение общественного участия в управлении образованием.
Направления деятельности в области образования, в первую очередь профессионального, призваны обеспечить вклад в построение экономики, основанной на знаниях. В свете такой тенденции особую роль приобретает система непрерывного профессионального образования с определенной долей интеграции в науку, бизнес и экономику, дальнейшее обеспечение сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики.
Особое внимание в регионе уделяется системе начального и среднего профессионального образования: появились принципиально новые учреждения - губернские колледжи, продолжено оснащение учебным оборудованием ресурсных центров учреждений профессионального образования, заложены нормативно-правовые и организационные основы перевода учреждений начального профессионального образования в статус автономных, что обеспечит более активное участие работодателей в образовательной деятельности.
Развитие системы образования Астраханской области будет более успешным в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы образования, наличия у руководителей образовательных учреждений современных менеджерских компетентностей.
Стратегические направления деятельности министерства образования и науки Астраханской области позволяют с уверенностью говорить об обозначившихся институциональных изменениях в системе.
Основными, наиболее ярко проявившимися эффектами, которые сопровождают системные изменения в сфере образования региона, являются:
Разработка и задействование механизма обеспечения потребителей образовательных услуг и всех уровней управления образованием достоверной информацией о качестве образования путем внедрения современных технологий оценки качества образования, дальнейшего развития системы мониторинга качества подготовки обучающихся по всем направлениям с учетом требований государственных образовательных стандартов нового поколения на основе применения компетентностно ориентированных контрольно-измерительных материалов; внедрение новой процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования и внедрение новых процедур государственной аккредитации образовательных учреждений, мониторинговых исследований состояния муниципальных образовательных сетей.
Формирование инструментария перевода запросов общества в заказ к системе образования путем создания общественного совета при министерстве образования и науки Астраханской области, общественных советов при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, управляющих советов в образовательных учреждениях. Усиление роли общественного участия в процедурах аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников.
Внедрение в практику принятия управленческих решений органами управления образованием различных уровней, а также руководителями образовательных учреждений на основе более высокой степени структуризации информации об объектах управления.
Увеличение степени открытости образовательных учреждений как отдельных систем, активизация их взаимодействия с внешней средой обеспечивают сотрудничество (кооперацию) и, как следствие, изменение технологии функционирования учреждений в зависимости от предъявляемых требований.
5. Переход участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг от "оперативного" понимания миссии школы к пониманию "стратегическому", осознание особой роли системы образования Астраханской области в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально-экономического развития региона и страны.