В результате реализации комплекса мониторинговых исследований, проводившихся в системе образования в течение 2005-2008 годов, изучения оформленного заказа государства и выявления запроса общества, сравнительных замеров результатов образовательной деятельности в учреждениях образования выявлены проблемы, которые могут стать препятствием на пути создания новой модели образования.
2.1. Дошкольное образование
Система дошкольного образования в ее нынешнем виде недостаточно удовлетворяет запросы общества.
В настоящее время существующая сеть учреждений не обеспечивает массовый охват дошкольным образованием по причине изменения демографической ситуации в регионе.
Дошкольное образование традиционно рассматривается обществом как институт патронатного воспитания, обеспечения ухода за детьми занятых в сфере производства граждан.
При комплектовании групп в учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования, в недостаточной степени принимаются во внимание проблемы раннего развития детей, что приводит в дальнейшем к высокому проценту детей, обучающихся по программам коррекционного обучения в общеобразовательных учреждениях.
Внедрение в регионе системы предшкольного образования приводит зачастую к тому, что на базе образовательных учреждений открываются группы для желающих, в которых происходит простой перенос элементов школьного образования в дошкольное, а не создаются условия для полноценной подготовки детей к следующему этапу обучения.
В регионе пока еще не внедрен механизм подушевого финансирования программ дошкольного образования, который позволил бы запустить систему государственно-частного партнерства в этой сфере, привлечь дополнительные легализованные ресурсы.
Очень слабо решается проблема разнообразия используемых образовательных программ, их подстраиваемости под различные потребности семьи, что снижает возможность успешного формирования ключевых компетентностей у детей в возрасте 3-6 лет.
Система подготовки специалистов, занятых в сфере дошкольного образования, не обеспечивает получения ими новых компетентностей, востребованных в связи с новыми задачами. Это вызывает необходимость кардинального изменения подходов к системе профессиональной подготовки, повышению квалификации и переподготовке кадров.
Решение вышеозначенных проблем позволит не только обеспечить высокую степень готовности детей к школьному обучению, но и их позитивную социализацию в раннем подростковом возрасте, снижение случаев асоциального поведения, а также значительно повысить качественные результаты начального общего образования.
Значительную роль должно сыграть формирование системы раннего развития детей (от 0 до 3 лет), которая должна стать самостоятельным элементом современной модели образования. Кроме того, необходимо отметить недостаточно полное использование образовательного потенциала института семьи. Недостаточно разработана нормативная правовая основа организации семейного дошкольного образования, что повлечет за собой необходимость создания специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевых программ сопровождения детей из семей группы риска. Необходимо создание преференций для организаций различных форм собственности, реализующих программы дошкольного образования.
2.2. Общее образование
За последние годы удалось не только решить ряд проблем, связанных с материальным оснащением учреждений общего образования, изменением организационно-финансовых механизмов, созданием принципиально новых моделей организации учебного процесса, повышением степени заинтересованности педагогов в результатах своего труда путем внедрения новых схем финансирования образовательных учреждений и новых систем оплаты труда, но и обеспечить открытость системы внешнему потребителю образовательных услуг за счет внедрения механизмов мониторинга и общественного контроля, создать и задействовать общественные институты управления. Институциональные изменения привели к необходимости модернизации содержания общего образования и изменения способов организации образовательного процесса.
Проблемой остается недостаточно активная деятельность органов местного самоуправления по широкому внедрению модели школьного образования, предполагающей разделение обучающихся по возрастам - создание отдельных учреждений для младших школьников и для школьников среднего и старшего возраста.
По мере активизации этой работы неизбежно возникнет необходимость внедрения новых подходов к обучению на разных возрастных ступенях, созданию образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы отдельных ступеней (создание школ-ступеней).
Другой важнейшей проблемой на пути создания новой модели школьного образования является недостаточная проработанность механизмов ориентации на достижение новых образовательных результатов - конкурентоспособность выпускников, способность к быстрой адаптации к меняющейся социально-экономической обстановке, способность решать нетрадиционные задачи, выходить из нестандартных и критических ситуаций, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки, коммуникабельность, умение работать в коллективе.
Имеющаяся в регионе концепция профильного обучения пока еще носит декларативный характер, не до конца разработаны механизмы ее внедрения и не определены параметры достижения.
Значительным ресурсом самообразования школьников при новой организации учебного процесса может стать свободное от уроков время, на данный момент недостаточно регулируемое новыми формами предоставления услуг дополнительного образования.
В последние годы в регионе большое внимание уделяется вопросам внешней и внутренней оценки качества, ориентированной на новые образовательные результаты, однако механизмы оценки качества в основном опираются на стандартизированные внешние показатели, при этом не разрабатываются новые методики оценки, которые смогли бы отражать достижения и индивидуальный прогресс каждого ученика. Необходимо еще шире внедрять практику ученического портфолио, которая находит все большее распространение в общеобразовательных учреждениях региона.
Новые системы оплаты труда позволили изменить отношение к педагогу, повысить его социальный статус, создать ситуацию заинтересованности в результатах своего труда, однако оставшаяся в целом неизменной система повышения квалификации пока еще является определенным препятствием на пути становления учителя новой формации. Внедренная накопительная система повышения квалификации является важнейшим ресурсом, позволяющим внести значительный вклад в решение данной проблемы. Следующим шагом должно стать внедрение системы государственных именных финансовых обязательств по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров.
2.3. Профессиональное образование
Сложившаяся в Астраханской области структура учреждений профессионального образования в целом обеспечивает всем гражданам региона возможность получить базовую профессиональную подготовку на требуемом ими уровне.
Вместе с тем недостаточно быстро проходит процесс интеграции образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством переноса практической составляющей обучения на базу ведущих предприятий активно развивающихся в регионе отраслей производства.
Препятствием является также наличие устаревших образовательных программ, которые должны более активно замещаться на более востребованные производством путем создания системы независимых квалификационных испытаний, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования.
Частно-государственное партнерство в образовании реализуется недостаточно успешно, поскольку объединение работодателей слабо вовлечено в разработку и реализацию государственной образовательной политики: слабая степень участия в разработке нормативных правовых актов, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), участие в процедурах контроля качества образования пока только обозначено.
Другой проблемой на пути создания конкурентной среды в сфере профессионального образования является отсутствие современного подхода к существующей системе финансирования учреждений, которым мог бы стать переход к нормативному подушевому финансированию и перевод учреждений профессионального образования в статус автономных.
Давно не происходившее обновление материально-технической базы привело к тому, что в учреждениях профессионального образования подготовка специалистов, востребованных на региональном рынке труда, проходит с использованием морально и физически устаревшего оборудования, и в силу сложившихся обстоятельств целесообразным представляется активное обновление учебных ресурсов посредством разработанного механизма государственно-общественного партнерства, основанного не только на интересах государства, но и на интересах бизнеса.