Областная целевая программа "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы" разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения", постановления Главы Администрации Астраханской области от 31.07.98 N 319 "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы".
При разработке Программы были использованы:
- Федеральная целевая программа "Возрождение Волги";
- Федеральная целевая программа "Комплексное развитие , территории Российской Федерации, прилегающей к Каспийскому морю", разделы "Расселение и социальная сфера" и "Развитие агропромышленного комплекса";
- предложения управления архитектуры, строительства и стройиндустрии Администрации области, департамента сельского хозяйства и продовольствия Администрации области, предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, комитета природных ресурсов по Астраханской области; органов местного самоуправления районов области;
- материалы обследования источников водоснабжения городскими и районными службами Госсанэпиднадзора и другие;
- проработки ОАО "Астрахангипроводхоз" прошлых лет:
- ТЭО сельскохозяйственного водоснабжения Астраханской области (1975 г.);
-схема сельскохозяйственного водоснабжения Астраханской области (1987 г.);
-материалы инвентаризации существующих систем сельскохозяйственного водоснабжения в сельских населенных пунктах Астраханской области (1993 г.).
Областная целевая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке региональных программ обеспечения населения питьевой водой (Москва-1998 г.) и концепцией государственной политики устойчивого водопользования в Российской Федерации (Москва - 1998 г.).
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
Астраханская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в пределах северо-западной части Прикаспийской низменности, Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги, занимает площадь 44,1 тыс. км2, в т.ч. сельхозугодья - 36,5 тыс. км2. Административный центр области - г. Астрахань.
На территории Астраханской области проживает 1190 тыс. человек, в т. ч. городское население - 917 тыс человек, сельское население - 273 тыс. человек. В пределах области насчитывается 6 городов, 11 поселков городского типа, 421 сельский населенный пункт.
Астраханская область занимает достаточно важное место в системе производственных и стратегических интересов России и ее народнохозяйственном комплексе. Это определяется природными, социально-экономическими, политическими факторами и историческими традициями.
Однако, несмотря на это, она существенно отстает от среднего российского уровня в плане решения основных социальных задач. Особенно велико отставание в сфере коммунальных услуг, и, в первую очередь, обеспечении населения качественной питьевой водой.
Основные проблемы обеспечения населенных пунктов Астраханской области питьевой водой состоят в следующем:
1. Существенная неоднородность по обеспеченности водой определена тем, что поверхностными водоисточниками в области являются реки с их многочисленными рукавами и протоками, ильмени и другие поверхностные воды.
Основными водотоками в пределах Астраханской области являются реки Волга и Ахтуба. В дельте Волги перед впадением ее в Каспийское море насчитывается более 200 протоков и ериков, которые одновременно являются водоисточниками для сельских населенных пунктов, расположенных в этой части области.
Юго-западная часть области характеризуется многочисленным количеством подстепных ильменей. Пополнение их водой осуществляется по водным трактам искусственно с помощью каскада водопроводных насосных станций в основном мелиоративного назначения, которые в настоящее время из-за отсутствия финансирования не действуют.
Подземные источники водоснабжения в общем объеме потребляемой воды составляют незначительный процент и до настоящего времени не нашли широкого применения в связи с ограниченностью разведанных запасов подземных пресных вод.
2. Качество поверхностных источников формируется под воздействием вышележащих водохранилищ, коммунально-бытовых и промышленных стоков городов, дренажно-сбросных вод с орошаемых земель, промышленных стоков рыбного хозяйства и речного флота. Действующие очистные сооружения канализации работают не всегда эффективно. Очистке подвергается лишь около 50 процентов забираемой воды для хозяйственно-питьевых нужд, поэтому в Волгу сбрасываются недостаточно очищенные стоки, содержащие нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы.
3. Бактериальное загрязнение поверхностных источников водоснабжения превышает нормативные показатели, в особенности по органолептическим свойствам.
Так, отклонение по нормативным показателям ГОСТ 2874-82 и СаНПиН 2.1.4.559-96 в процентах от количества стандартных проб составляет в Астрахани 8%, Володарском районе - 46%, Черноярском районе - 54%.
Все это обусловлено существующей традиционной выгребной системой канализации, отсутствием очистных сооружений канализации или водопровода, что приводит к замыканию путей миграции загрязнителей (бактериальных, паразитарных): выгребная система канализации - грунтовые воды - водоем - вода для питьевых целей.
Все это усугубляется периодическим затоплением и подтоплением территорий населенных пунктов.
4. До 50 процентов сельского населения пользуется водой без какой-либо предварительной очистки, более 50 процентов сел и поселков области не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10 процентов -пользуются привозной водой.
Так, в сельских населенных пунктах Камызякского, Лиманского, Приволжского районов с населением 44 тыс. человек одна и та же разводящая сеть используется как для технического, так и питьевого водоснабжения.