Недействующий

Об отраслевой целевой программе "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2011 год"

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Настоящая Программа разработана агентством по занятости населения Астраханской области в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в связи с необходимостью продолжения реализации в 2011 году мер по стабилизации ситуации на рынке труда Астраханской области, преодолению последствий финансово-экономического кризиса.

Финансовый кризис оказал негативное влияние на ситуацию на рынке труда Астраханской области. С начала 2009 года отмечались негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях области. Негативное влияние последствий финансового кризиса на ситуацию на рынке труда сохранилось и в 2010 году. В результате к середине марта 2010 года численность зарегистрированных безработных по области достигла 15,3 тысячи, а уровень регистрируемой безработицы - 2,9% к численности экономически активного населения, что превысило показатели аналогичного периода 2009 года.

Ситуация на рынке труда требует постоянного контроля и своевременного принятия мер. Несмотря на снижение числа работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, продолжаются процессы высвобождения работников. На начало декабря 2010 года в области 3,4 тыс. работников в 30 организациях находились под риском увольнения, более 4,3 тыс. работников в 104 организациях трудились в режиме неполного рабочего времени, находились в простое по вине работодателя или были отправлены в вынужденные отпуска без содержания. Результаты мониторинга предприятий области оперативно доводятся до отраслевых исполнительных органов государственной власти Астраханской области для принятия своевременных мер по поддержанию занятости работников.

Сохраняется проблема высвобождения кадров. Численность уволенных по сокращению штата работников, обратившихся в органы службы занятости в поиске работы в 2010 году, составила 5,6 тыс. человек, что на уровне показателя 2009 года.

Мониторинг рынка труда в 2010 году показывает, что основной приток безработных граждан происходил за счет увольнений работников с предприятий различных отраслей экономики. Преимущественно это строительство, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, рыболовство, торговля, транспорт и связь, госуправление, причем основная масса увольнений работников с предприятий и из организаций области происходит в результате окончания трудовых договоров и по собственному желанию.

Сохраняются основные проблемы рынка труда Астраханской области: неравномерность социально-экономического развития областного центра и сельских поселений муниципальных образований, низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности, сезонный характер работ в муниципальных районах области, в основном связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой. В связи с окончанием сезонных работ число вакансий, заявляемых сельскими работодателями в осенне-зимний период, значительно сокращается. Из общего числа вакансий, заявляемых в органы службы занятости на конец года, менее трети приходится на село.

Одним из сдерживающих факторов развития занятости безработных граждан является невысокая оплата труда в сельском хозяйстве. По итогам 10 месяцев 2010 года средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли, по данным госстатистики, составила 7,4 тыс. рублей, что менее половины (49,4%) от средней заработной платы по Астраханской области. В районах области в общем количестве заявленных работодателями с начала 2010 года вакансий - треть (34,3%) с оплатой труда выше прожиточного минимума по Астраханской области. Существующие основные проблемы рынка труда сохраняются и в 2011 году.

Реализация мероприятий программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области в 2009 и 2010 годах дала возможность сдержать и стабилизировать безработицу. В результате реализации мероприятий программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году прошли опережающее обучение около 1,2 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, более 4 тыс. безработных граждан получили субсидии на организацию самозанятости и дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, около 1,1 тыс. выпускников учреждений образования прошли стажировки с целью приобретения опыта работы на предприятиях и в организациях области, в общественных работах приняли участие 7,6 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения.

Трудоустройство значительной части безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости населения, в условиях финансово-экономического кризиса и посткризисного периода, особенно сельских жителей, гораздо эффективнее в рамках мероприятий по содействию развитию самозанятости и малого предпринимательства. Кроме того, это позволяет обеспечить занятость граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где отсутствуют работодатели и возможности трудоустройства, получения населением различных бытовых и других услуг непосредственно в месте проживания, а также способствует развитию социальной инфраструктуры села.

Одной из категорий граждан, ежегодно пополняющих рынок труда, являются выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. В органы службы занятости области за содействием в поиске работы в 2010 году обратились 2,4 тыс. выпускников учреждений профессионального образования. Возможности их трудоустройства весьма ограничены существующим дисбалансом потребности рынка труда и объемов подготовки кадров учреждениями профессионального образования различного уровня, расположенными на территории области, отсутствием стажа и опыта работы у молодых специалистов, требуемого работодателем уровня квалификации, территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В условиях финансово-экономического кризиса и посткризисного периода проблемы трудоустройства молодежи будут сохраняться. Решению данной проблемы способствует организация стажировок выпускников учреждений образования, в том числе в рамках инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации на территории Астраханской области в 2011 году (приложение 1 к Программе).

Актуальными на сегодняшний день являются проблемы женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда. Данные проблемы могут быть решены с помощью организации для данной категории женщин опережающего профессионального обучения с целью вывода их с вредного производства.

Особые трудности при возвращении на прежнее место работы или при новом трудоустройстве испытывают женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет, что частично связано с потерей ими профессиональных навыков.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, создадут условия для их успешной профессиональной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

В связи с предстоящей реформой здравоохранения, с учетом обеспечения качественных медицинских услуг населению и решением проблем в сфере здравоохранения существует необходимость переподготовки врачей в рамках Программы модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011 - 2012 годы.

Реализация мероприятий отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 21.07.2010 N 311-П, позволит в 2011 году:

- трудоустроить при содействии органов службы занятости 30 тысяч ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - не менее 14 тысяч человек;

- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, 3,3 тысячи безработных.

Этих мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы по области к концу 2010 года благодаря реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда составил 1,9% к экономически активному населению, что ниже показателя на конец 2009 года (2,2%).

В 2011 году без реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда численность зарегистрированных безработных к концу года может составить более 13 тысяч.

В связи с этим необходима реализация дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном рынке труда, по следующим направлениям:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения; женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью вывода их с вредного производства; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности; врачей, нуждающихся в профессиональном переобучении. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях;

- стимулирование создания и сохранения рабочих мест. Организация стажировок выпускников образовательных учреждений будет способствовать занятости молодежи и повышению их конкурентоспособности.

Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение занятости за счет малого бизнеса.

Содействие работодателям в приобретении, монтаже и установке оборудования для оснащения рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей будет способствовать адаптации граждан данных категорий к условиям рынка труда и расширению возможностей их трудоустройства.

Дополнительной мерой, обеспечивающей занятость населения Астраханской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом необходимости обеспечения приоритетного трудоустройства российских граждан на свободные рабочие места и сложившейся ситуации на рынке труда заявленная работодателями потребность в 35 тысячах иностранных работниках на 2011 год снижена до 14,8 тысячи или на 57,7%. Баланс рабочих мест и трудовых ресурсов приведен в приложении 2 (таблицы 1,2) к Программе.