ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 года N 601-П
О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 18.01.2010 N 3-П
В целях уточнения количества участников и финансовых средств по отдельным мероприятиям отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2010 год"
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменение в постановление Правительства Астраханской области от 18.01.2010 N3-П "Об отраслевой целевой программе "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2010 год", изложив отраслевую целевую программу "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2010 год", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Астраханской области от 07.10.2010 N 435-П "О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 18.01.2010 N 3-П".
3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о.Губернатора
Астраханской области
К.А.Маркелов
Приложение
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 27.12.2010 N 601-П
ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД"
1. ПАСПОРТ отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2010 год"
Наименование Программы | - | отраслевая целевая программа "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2010 год" (далее - Программа) | |||
Основания для разработки Программы | - | Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" | |||
Государственный заказчик Программы | - | агентство по занятости населения Астраханской области | |||
Основной разработчик Программы | - | агентство по занятости населения Астраханской области | |||
Основные исполнители Программы | - | агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, другие заинтересованные исполнительные органы государственной власти области, областные государственные учреждения центры занятости населения (далее - ОГУ ЦЗН), работодатели, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
Цель Программы | - | принятие мер по преодолению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, поддержание занятости населения и стабилизация безработицы в Астраханской области | |||
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | ||||
Срок реализации Программы | - | 2010 год | |||
Перечень основных мероприятий | - | Опережающее профессиональное обучение работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее - в случае угрозы увольнения). Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения. Стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Содействие трудоустройству инвалидов | |||
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы за счет средств федерального и областного бюджетов в 2010 году - 384 210,5 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 364 999,9 тыс. рублей; средства бюджета Астраханской области - 19 210,6 тыс. рублей | |||
Целевые показатели Программы | - | сдерживание численности зарегистрированных в службе занятости безработных к концу 2010 года в пределах 10,5 тыс. человек; коэффициент напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации - не выше 4,0 единицы; уровень регистрируемой безработицы в субъекте Российской Федерации - не выше 2,0% | |||
Показатели результативности Программы | - прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) более 1,1 тыс. работников организаций, находящихся под угрозой увольнения; - организация общественных работ для более 7,6 тыс. работников в случае угрозы увольнения; стажировка более 1 тыс. выпускников в целях приобретения опыта работы; - создание около 4,1 тыс. новых рабочих мест за счет самозанятости безработных граждан и создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; - содействие трудоустройству 15 инвалидов за счет оснащения работодателями специальных рабочих мест |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа разработана агентством по занятости населения Астраханской области в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в связи с необходимостью продолжения реализации в 2010 году мер по стабилизации ситуации на рынке труда Астраханской области, преодолению последствий финансово-экономического кризиса.
Финансовый кризис оказал негативное влияние на ситуацию на рынке труда области. С начала 2009 года отмечались негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях области. В результате к концу первого квартала численность зарегистрированных безработных по области достигла 11,7 тыс., а уровень регистрируемой безработицы - 2,2% к численности экономически активного населения, что превысило показатели аналогичного периода 2008 года. Уменьшилось количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости.
Активизировались процессы высвобождения работников. По данным мониторинга, с октября 2008 года в органы службы занятости заявили об увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением штата 186 организаций. В 528 организациях работодателями были приняты решения о введении режима неполного рабочего времени, временной приостановке работы, предоставлении работникам отпуска без сохранения заработной платы.
На 1 января 2010 года в Астраханской области под риском увольнения находились 3,1 тыс. работников, 9,9 тыс. человек трудились в режиме неполного рабочего времени, находились в простое по вине работодателя либо были отправлены в вынужденные отпуска без содержания.
Возросла численность уволенных по сокращению штата работников. В течение 2009 года в органы службы занятости обратились в поиске работы 5,6 тыс. высвобожденных из организаций работников, что в 1,8 раза больше, чем в предыдущем году.
Мониторинг рынка труда в 2009 году показывает, что основной приток безработных граждан происходил за счет увольнений работников с предприятий различных отраслей экономики. Преимущественно это строительство, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, рыболовство, торговля, транспорт и связь, госуправление, причем основная масса увольнений работников с предприятий и из организаций области происходит в результате окончания трудовых договоров и по собственному желанию.
Сохраняются основные проблемы рынка труда Астраханской области: неравномерность социально-экономического развития областного центра и сельских поселений муниципальных образований, низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности, сезонный характер работ в районах области, в основном связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой. В связи с окончанием сезонных работ число вакансий, заявляемых сельскими работодателями в осенне-зимний период, значительно сокращается. Из общего числа вакансий, заявляемых в органы службы занятости на конец года, менее трети приходится на село.
Одним из сдерживающих факторов развития занятости безработных граждан является невысокая оплата труда в сельском хозяйстве. По итогам 2009 года средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли, по данным госстатистики, составила 7,0 тыс. рублей, что менее половины (49,8%) от средней заработной платы по Астраханской области. В районах области в общем количестве заявленных работодателями в течение 2009 года вакансий - менее четверти (17,6%) с оплатой труда выше прожиточного минимума по Астраханской области. Существующие основные проблемы рынка труда сохраняются и в 2010 году.
Реализация мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области в 2009 году дала возможность сдержать и стабилизировать безработицу. Трудоустройство значительной части безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости населения в условиях финансово-экономического кризиса, особенно сельских жителей, гораздо эффективнее в рамках мероприятий по содействию развитию самозанятости и малого предпринимательства. Кроме того, это позволяет обеспечить занятость граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где нет работодателей и отсутствует возможность их трудоустройства, а также способствует развитию социальной инфраструктуры села, возможности получения населением различных бытовых и других услуг непосредственно в месте проживания.
Одной из категорий граждан, ежегодно пополняющих рынок труда, являются выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. В органы службы занятости области за содействием в поиске работы в год обращаются более 2 тыс. выпускников учреждений образования. Возможности их трудоустройства весьма ограничены существующим дисбалансом потребности рынка труда и объемами подготовки кадров учреждениями профессионального образования различного уровня, расположенными на территории области, отсутствием стажа и опыта работы у молодых специалистов, требуемого работодателем уровня квалификации, территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В условиях финансово-экономического кризиса и посткризисного периода проблемы трудоустройства молодежи будут сохраняться. Решению данной проблемы способствует организация стажировок выпускников учреждений образования, в том числе в рамках инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации на территории Астраханской области в 2010 году (приложение 1 к Программе).
Реализация мероприятий отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 20.09.2007 N 410/8, позволит в 2010 году:
- трудоустроить при содействии органов службы занятости до 29 тыс. ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - не менее 14 тыс. человек;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, более 3,3 тыс. безработных.
Но этих мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года благодаря реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда составляла по области 10,6 тысячи.
В прогнозируемом 2010 году без реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда численность зарегистрированных безработных к концу года может составить 13,5-14 тысяч.
В связи с этим необходима реализация дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на областном и муниципальных рынках труда, по следующим направлениям:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях;
- стимулирование создания и сохранения рабочих мест. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Организация стажировок выпускников образовательных учреждений будет способствовать повышению конкурентоспособности и занятости молодежи. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение занятости за счет малого бизнеса. Содействие работодателям в приобретении, монтаже и установке оборудования для оснащения рабочего места для трудоустройства инвалида будет способствовать адаптации граждан с ограниченной трудоспособностью к условиям рынка труда и расширению возможностей их трудоустройства.
Дополнительной мерой, обеспечивающей занятость населения Астраханской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом необходимости обеспечения приоритетного трудоустройства российских граждан на свободные рабочие места и сложившейся ситуации на рынке труда заявленная работодателями потребность в 19 тыс. иностранных работников на 2010 год снижена до 12,6 тыс. или на 33%. Баланс рабочих мест и трудовых ресурсов приведен в приложении 2 (таблицы 1, 2) к Программе.
3. Система мероприятий Программы.
Перечень мероприятий по реализации Программы
N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения | |||
1.1. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения | |||
1.1.1 | Оценка общей потребности в опережающем профессиональном обучении, объемов затрат с учетом ситуации на рынке труда и потребности предприятий в опережающем обучении работников | январь 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, отраслевые министерства Астраханской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.1.2 | Разработка типовых договоров, регламентирующих совместную деятельность, между органами службы занятости, учебными заведениями и предприятиями, осуществляющими опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения | январь 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.3 | Разработка порядка организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения | январь 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.4 | Заключение договоров с предприятиями и учебными заведениями на организацию опережающего профессионального обучения для работников, находящихся под риском увольнения | в течение 2010 года | Областные государственные учреждения центры занятости населения, учреждения профессионального образования, работодатели |
1.1.5 | Рассмотрение итогов 2009 года по организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, на обучающем семинаре для специалистов по профессиональному обучению ОГУ ЦЗН | январь 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.6 | Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, в том числе по государственному заданию, определяемому исполнительными органами государственной власти Астраханской области подведомственным образовательным учреждениям | 2010 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, отраслевые министерства Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения, учреждения профессионального образования, работодатели |
1.2. Консультационное и профориентационное сопровождение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения | |||
1.2.1 | Консультирование кадровых служб предприятий по вопросам организации опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения | 2010 год | Областные государственные учреждения центры занятости населения |
1.2.2 | Консультирование работников, находящихся под угрозой увольнения, об опережающем профессиональном обучении, по выбору профессии (специальности), видам, срокам и формам обучения | 2010 год | Областные государственные учреждения центры занятости населения |
1.2.3 | Участие в "круглых столах", совещаниях по вопросу реализации антикризисной программы | 2010 год | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.3. Информационное обеспечение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения | |||
1.3.1 | Информирование работников, находящихся под угрозой увольнения, о ситуации на рынке труда, профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда и предприятиях, об условиях и возможностях опережающего профессионального обучения, возможностях трудоустройства после завершения опережающего профессионального обучения | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |
1.3.2 | Определение потребности в опережающем обучении работников для формирования государственного задания министерством образования и науки Астраханской области для подведомственных образовательных учреждений | по мере необходимости | Областные государственные учреждения центры занятости населения, агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области |
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |||
2.1. Организация и повышение эффективности общественных работ | |||
2.1.1 | Оценка общей потребности в численности участников, видах и объемах общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения, исходя из ситуации на рынке труда и мониторинга рынка труда | ежеквартально | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения, работодатели, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.1.2 | Заключение договоров с предприятиями об организации общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения, работодатели |
2.1.3 | Проведение обучающих семинаров для ОГУ ЦЗН по организации общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения | первое полугодие 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.1.4 | Проведение встреч - семинаров с объединениями работодателей по организации общественных работ | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.2. Организация и повышение эффективности стажировок выпускников образовательных учреждений | |||
2.2.1 | Оценка численности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда Астраханской области | первое полугодие 2010 года | Министерство образования и науки Астраханской области |
2.2.2 | Определение общей потребности в организации временного трудоустройства (стажировок) выпускников образовательных учреждений | ежеквартально | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения, работодатели, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.2.3 | Заключение договоров с предприятиями об организации временного трудоустройства (стажировок) выпускников образовательных учреждений | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.2.4 | Формирование банка вакансий для временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.2.5 | Проведение обучающих семинаров для ОГУ ЦЗН по организации стажировок выпускников образовательных учреждений | первое полугодие 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.2.6 | Проведение встреч - семинаров с объединениями работодателей по организации временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений с целью приобретения опыта работы | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.3. Содействие трудоустройству инвалидов | |||
2.3.1 | Оценка общей потребности работодателей в создании рабочих мест для инвалидов | ежеквартально в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения, работодатели, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.3.2 | Разработка типового договора о содействии в трудоустройстве инвалидов | январь - февраль 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.3.3 | Заключение договоров с работодателями о содействии в трудоустройстве инвалидов | в течение 2010 года | Областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.3.4 | Проведение обучающих семинаров для ОГУ ЦЗН по организации работы по содействию трудоустройству инвалидов | первое полугодие 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.3.5 | Проведение совместных консультаций со специалистами бюро медико-социальной экспертизы по профессиональной реабилитации инвалидов | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области" (по согласованию) |
2.4. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан | |||
2.4.1 | Оценка общей потребности в создании субъектов малого предпринимательства | первое полугодие 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.4.2 | Подготовка и издание справочно-информационных материалов для информирования безработных граждан о возможностях организации самозанятости | первое полугодие 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.4.3 | Оказание профориентационных услуг для безработных граждан в целях выбора вида самозанятости | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.4.4 | Организация профессионального обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности, консультирование, помощь в разработке бизнес-планов | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.4.5 | Предоставление безработным гражданам, желающим организовать собственное дело, информации по вопросам подготовки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) | в течение 2010 года | Областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.4.6 | Содействие организации самозанятости безработных граждан путем предоставления субсидий для организации собственного дела и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан | в течение 2010 года | Областные государственные учреждения центры занятости населения |
2.4.7 | Обобщение опыта работы ОГУ ЦЗН по организации содействия самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан | по итогам 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
3. Информационное обеспечение | |||
3.1. | Подготовка обзорного материала по итогам выполнения Программы | по итогам 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |
3.2. | Обобщение опыта работы ОГУ ЦЗН по организации общественных работ, временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений с целью приобретения ими опыта работы, содействию трудоустройству инвалидов | по итогам 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
3.3. | Подготовка и опубликование материалов по организации общественных работ, временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений с целью приобретения ими опыта работы, содействию трудоустройству инвалидов в СМИ | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
3.4. | Организация информационной кампании в СМИ по вопросам опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, стажировок выпускников, организации общественных работ, содействия трудоустройству инвалидов, самозанятости | в течение 2010 года | Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения центры занятости населения |