Недействующий

Концепция развития портала органов государственной власти Астраханской области

4.2. Система сервисов.


Сервисы - это система оказания электронных государственных услуг.

Государственная услуга - деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти области (уполномоченного органа, учреждения) по исполнению запроса физического и (или) юридического лица о признании, установлении, изменении или прекращении его прав и обязанностей, установлении юридических фактов, получении материальных и финансовых средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, а также о предоставлении документированной информации.

Типовой характер государственных услуг обусловил следующую классификацию(Приведена на портале по проведению административной реформы ar.economy.gov.ru).

- оформление и выдача документов, подтверждающих совершенствование юридически значимых действий;

- государственная регистрация;

- выдача разрешений;

- лицензирование;

- аккредитация;

- проведение проверок деятельности физических и юридических лиц;

- организация и проведение исследований, испытаний, экспертизы, анализа и оценок;

- выдача заключений;

- ведение регистров, реестров, кадастров, перечней и выдача информации из них по запросу;

- работа с обращениями физических и юридических лиц;

- дача разъяснений физическим и юридическим лицам;

- оказание платных информационно-консультационных услуг;

- управление государственным имуществом.

Государственные услуги, оказываемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, делятся на внешние (услуги гражданам и организациям) и внутренние (взаимодействие органов государственной власти между собой и внутри себя).

Организация информации и услуг в соответствии с потребностями пользователей предполагает объединение услуг вокруг групп граждан (т.е. отдельные граждане, бизнес и государственные органы) и группирование услуг в соответствии с "жизненными эпизодами". Подход с точки зрения "жизненных эпизодов" настроен на потребности пользователя, предлагает государственные услуги в интуитивно понятной форме, при этом отпадает необходимость знания гражданами внутренней структуры органов государственной власти (без ссылки на организационные структуры).

Европейским союзом разработан список базовых государственных услуг, доступных через сеть Интернет. Он включает 12 услуг для граждан и 8 для организаций. При этом используется следующая шкала: (0) - нет такой услуги в сети; (1) - публикация информации в сети; (2) - одностороннее взаимодействие; (3) - двустороннее взаимодействие; (4) - заключение сделки полностью с использованием ИКТ, включая доставку и оплату (На данный момент степень реализации в области электронных государственных услуг можно оценить по шкале).

В настоящее время реализуется комплекс мер для повышения качества государственного управления. Приоритетное направление административной реформы - сектор электронных государственных услуг. Разработка и принятие стандартов государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг являются базовыми для достижения максимальной эффективности по данному направлению.

Развитие сектора электронных государственных услуг может проходить в 4 стадии:

1) Публикация (распространение) информации. Реализация приложений, которые делают доступной через Интернет справочную и сопроводительную информацию в электронной форме по получению той или иной государственной услуги (Примеры информационных сервисов: http://www.astrobl.ru раздел "Сервисы").

2) Получение электронных форм документов. Предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с органом государственной власти.

На этом этапе происходит одностороннее взаимодействие с пользователем. Кроме информации справочного характера в Интернете приведены образцы бланков, которые можно получить (скачать, распечатать) и заполнить, не посещая министерство, местную администрацию, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (Сервисы второго уровня представлены на официальном портале органов государственной власти Чувашской Республики).

3) Осуществление двустороннего взаимодействия. Заполнение и предоставление в режиме реального времени официальной формы, необходимой для начала процедуры получения услуги (Сервисы официального сайта Фонда социального страхования Российской Федерации в рамках поисково-мониторинговой системы http://fz122.fss.ru позволяют бухгалтерам сверять взаиморасчеты с Фондом не выходя из офиса, рассчитывать выплаты по больничным в режиме реального времени, узнавать о грядущих проверках).

4) Транзакции. Осуществление всех этапов процедуры получения услуги, которые в принципе можно получить с использованием Интернета, включая взаимодействие в процессе получения услуги, оплату услуги и т.д.

Для поэтапного (в рамках проведения административной реформы) перевода государственных услуг в электронную форму реализации необходимо определить реестр государственных услуг органов государственной власти Астраханской области, провести аудит этих услуг. Услуги, которые исполнительный орган государственной власти предполагает реализовать в режиме реального времени, должны соответствовать полномочиям исполнительного органа государственной власти и регламентам (Регламенты разрабатываются на основании утвержденной методики) оказываемых этим органом услуг.

Задачей является не реализация регламента (процесса) как такового, а предоставление государственной услуги (реализация функции) органом государственной власти.