В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год подчеркивалось, что общество ждет от государства кардинального решения ключевой для всей страны проблемы -проблемы "сбережения народа". Главным направлением в решении этой задачи были определены меры поддержки семьи, материнства и детства на всех уровнях власти. Кроме этого , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2007 N 761 2008 год был объявлен Годом семьи. В Астраханской области были определены меры социальной поддержки семьям, родившим двойню (103 семьям оказана материальная помощь в размере 50,0 тыс. руб.) и тройню (100,0 тыс. руб.), также на развитие подсобного хозяйства 152 многодетным семьям оказана материальная помощь в размере 30,0 тыс. рублей.
Длительный экономический кризис тяжело сказывается на положении российской семьи. Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия как в целом в России, так и в Астраханской области, в частности.
Ослабевает нравственный и воспитательный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Растущая детская безнадзорность является прямым следствием кризиса семьи и воспитательных институтов общества, поскольку большинство безнадзорных детей потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивающих минимально необходимые условия для их жизнедеятельности и полноценного развития, допускающих жестокое обращение с ними.
На территории Астраханской области проживает 230781 ребенок. Практически 50 % из них ( 109403 ребенка) проживают в малоимущих семьях (в органах социальной защиты населения на учете 72514 малоимущих семей). Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.
В 2008 году 168 несовершеннолетних поступило в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних по актам органов внутренних дел, по ходатайству органов опеки и попечительства - 314 детей. В настоящее время 2697 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под опекой (попечительством), 210 - в приемных семьях, 1541 ребенок усыновлен, 1635 детей воспитываются в детских государственных учреждениях всех видов.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей - сирот в приемных семья на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната, а также на основе семейных воспитательных групп. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей их дальнейшей жизни. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
В 2008 году в семьи под опеку (попечительство) было передано - 639 детей, в приемные семьи - 39 детей, 143 ребенка усыновлены, из них 54 - иностранными гражданами.
Не уменьшается количество неблагополучных семей, родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 2008 году было выявлено и поставлено на профилактический учет в органы внутренних дел 1157 неблагополучных семей, к административной ответственности были привлечены более 3000 родителей, в том числе 1608 - за уклонение от выполнения ими родительских обязанностей, 529 родителей лишены родительских прав, 36 - ограничены в родительских правах.
Также высок показатель отказных детей. В 2008 году в родильных домах было оставлено 92 новорожденных (в 2007 году - 80).
Несмотря на снижение показателей младенческой и детской смертности в раннем возрасте по неосторожности родителей, данный показатель продолжает оставаться тревожным, в 2008 году смертность составила 8,46 промилле (1952 ребенка в год ).
В Астраханской области ведется определенная целенаправленная работа по решению проблем профилактики негативных явлений в жизни несовершеннолетних, по оказанию помощи семье и детям группы риска, предусматривающая деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Многие областные программы имеют положительные результаты. Однако традиционные, узковедомственные подходы в решении сложнейших социальных проблем сегодня не срабатывают, являясь малоэффективными, несмотря на большие объемы проводимых мероприятий и затрачиваемых средств. Узковедомственный взгляд на комплексные социальные проблемы приводит к односторонней, неполной диагностике и упрощенному пониманию сложных социальных явлений, которые по своей природе носят межведомственный характер.
Анализ результатов развития социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми за 2005-2007 годы показывает следующее. В Астраханской области создана система социального обслуживания несовершеннолетних, которая включает в себя социальную реабилитацию, предоставление социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-правовых услуг несовершеннолетним, в том числе организацию летнего отдыха и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Однако недостаточен охват семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, мероприятиями, направленными на преодоление условий, препятствующих социальному благополучию. Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и сокращение количества детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию при выработке общих подходов в ходе реализации мер социальной поддержки и улучшения положения семей с детьми.