Реализация отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" позволила систематизировать решение стоящих перед отраслью задач, способствовала созданию и развитию условий для повышения качества жизни социально незащищенных слоев населения, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также улучшению условий и охраны труда.
Существенно важным для каждого человека является уровень его социальной защищенности, возможность в полном объеме реализовать свои права и социальные гарантии.
Современная система социальной защиты населения Астраханской области начала формироваться в 1990 году. С течением времени развивались её количественные и качественные параметры, создавалась и совершенствовалась законодательная база, отрабатывались механизмы предоставления мер социальной поддержки и форм работы с населением, увеличивалось число категорий получателей этих мер.
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в её сферу.
За последние годы это - передача полномочий исполнительным органам государственной власти Астраханской области в части оказания государственной социальной помощи, инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, монетизация льгот, реформирование нормативных правовых актов по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий и переход к персонифицированной выплате. Все эти меры направлены на усиление адресности социальной поддержки. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи самым бедным и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств.
В новых экономических условиях превышение темпов роста цен на потребительские товары и услуги, уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг над темпом роста доходов населения продолжает негативно влиять на качество жизни жителей области. Количество получателей адресной социальной помощи постоянно растет, что говорит о всё еще низких доходах населения по отношению к величине прожиточного минимума и об актуальности оказания государственной социальной помощи такой категории граждан.
В этих социально-экономических условиях наименее защищенными оказались пожилые, неработающие граждане, дети и инвалиды. Нуждаются в социальной поддержке и те граждане, которые в силу своих индивидуальных особенностей (возраст, ограниченные физиологические возможности) или объективных причин (болезнь, многодетность, наличие материального ущерба вследствие экстремальных ситуаций, отсутствие работы и т.п.) оказываются в гораздо более трудном положении и не имеют возможности улучшить его собственными силами.
Особое внимание в области уделяется социальной поддержке и улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны, перед которыми наше общество в неоплатном долгу.
Таким образом, созданная система социальной защиты населения в Астраханской области способствует повышению адресной направленности мер социальной поддержки и сокращению социального иждивенчества.
Как известно, решение социально-реабилитационных проблем лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, является основной и определяющей частью в комплексе вопросов их социальной адаптации и жизни в обществе. Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, жилья, социальных выплат, регистрации по месту жительства, получения необходимого образования, они вновь встают на путь совершения преступлений. На учете в органах внутренних дел состоит свыше 30 тыс. человек, из них свыше 10 тыс. человек - ранее судимых. В наибольшей социальной поддержке нуждаются лица без документов, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалиды.
Социальное неблагополучие является одной из важных причин совершения бывшими осужденными новых преступлений. Эффективность процессов реабилитации ранее судимых во многом зависит от включения в их обеспечение многих государственных и общественных институтов. На этом этапе своевременная профориентация, оказание медицинской помощи, улучшение социально-бытового обустройства, восстановление социальных связей становятся основной составляющей дальнейшей социальной реабилитации, а также позволяют безболезненно преодолеть рубеж переходного периода к новым условиям жизни.
Ситуация в сфере условий и охраны труда в Астраханской области несмотря на положительную динамику снижения производственного травматизма остается сложной, являясь серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, малой заинтересованностью работодателя в создании безопасных условий труда на производстве, дефицитом высококвалифицированных рабочих и специалистов по охране труда.
Руководители многих организаций не владеют необходимыми знаниями трудового законодательства, а зачастую игнорируют его. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности еще не стало основным принципом для работодателей. Главная задача сегодня - объединение усилий всех уровней власти и направление их на изменение сложившегося стереотипа пренебрежительного отношения к здоровью и жизни как со стороны работодателей, так и самих работников, а именно необходимо достичь понимания того, что жизнь и здоровье человека являются высшей социальной ценностью.
Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие области. Потеря трудоспособности работающим населением вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний повышает существенный дефицит трудовых ресурсов, что, в свою очередь, объективно влияет на устойчивость финансово-экономической и ресурсной стабильности в области.
Реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда в области позволила осуществить системный подход к решению проблем охраны труда и совершенствованию системы государственного управления охраной труда на областном уровне, результатом чего явилось достижение положительной динамики снижения численности пострадавших на производстве.
Вместе с тем состояние условий и охраны труда в отдельных организациях продолжает оставаться сложным и является социально-экономической проблемой.
Сокращение предприятиями объемов финансирования, производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства, мероприятий по охране труда является основным обстоятельством, создающим неблагоприятные условия труда, и увеличивает риск производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Существующее положение по условиям и охране труда, производственному травматизму и профессиональной заболеваемости в организациях области обусловлено низким уровнем технической оснащенности ряда производств, применением устаревших технологий, изношенностью основных производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается неудовлетворительной организацией производства работ, нарушением трудовой дисциплины, необученностью персонала безопасным приемам и правилам выполнения работ, несовершенством государственного и общественного контроля и надзора за соблюдением требований законодательных и нормативных актов на областном уровне.
Коренные экономические преобразования требуют выработки и реализации адекватной социальной политики, основанной на применении новых социальных технологий, к числу которых относится создание системы социального обслуживания населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Они нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих.
Ключевой проблемой лиц пожилого возраста является социальное общение. Одиночество пожилых людей повышает потребности в институционализированном уходе, развитии системы как стационарных, так и нестационарных учреждений социального обслуживания.
Организация социального обслуживания рассматривается как вклад в социальное развитие и часть осуществляемого в Астраханской области комплекса правовых, экономических, социальных мер по поддержке населения. Социальное обслуживание занимает прочное место среди других направлений практической деятельности органов и учреждений социальной защиты области.
Одной из главных задач в данной сфере является развитие разнопрофильных учреждений социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр социальных услуг.
В настоящее время система социального обслуживания Астраханской области представляет динамично развивающуюся разветвленную сеть учреждений; открываются новые социальные учреждения, увеличиваются объем и виды предоставляемых ими услуг.
За время, прошедшее с момента перехода бывших муниципальных учреждений социального обслуживания под юрисдикцию министерства социального развития и труда Астраханской области, наметились положительные сдвиги в решении накопившихся годами проблем, связанных с укреплением и развитием материально-технической базы учреждений. Однако у большинства учреждений материально-техническая база остается в неудовлетворительном состоянии и требуется вложение значительных средств.
Дальнейшее развитие сети учреждений социального обслуживания, а также наращивание темпов работ по укреплению их материально-технической базы возможно только с использованием системного подхода. Системный подход в развитии учреждений включает в себя реализацию мероприятий по развитию и укреплению материально-технической базы, совершенствование методической работы по организации социального обслуживания.
Современная социально-экономическая политика государства направлена на профилактику инвалидности, комплексную медико-социальную реабилитацию, т.е. восстановление здоровья, нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной, бытовой деятельности, обеспечение их техническими средствами реабилитации, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, привлечение инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.