В связи с переходом в начале 90-х годов к рыночным отношениям в агропромышленном комплексе Астраханской области произошли существенные изменения. Проводимые экономические преобразования привели к резкому спаду объемов производства животноводческой продукции, в том числе молока и молокопродуктов, снижению поголовья крупного рогатого скота. Значительно сократили объемы производства и численность скота коллективные сельскохозяйственные предприятия.
Максимум производства молока за последние 28 лет пришелся на 1990 год, в котором было произведено 210,3 тыс. тонн молока. Максимум производства цельномолочной продукции за тот же период был отмечен годом раньше - в 1989 году, когда ее производство составило 290 тыс. тонн. После этого объемы производства как молочного сырья, так и цельномолочной продукции синхронно снижались. В 1999 году впервые был отмечен незначительный рост производства молока в Астраханской области (106,4 тыс. тонн по сравнению с 106 тыс. тонн в 1998 году). В 2000 году объем производства молока возрос до 115,1 тыс. тонн, а в 2001 - до 140,2 тыс. тонн.
Снижение объемов производства в течение прошедшего десятилетия обусловлено в первую очередь падением производства на сельскохозяйственных предприятиях. В начале 90-х годов они ежегодно производили более 100 тыс. тонн молока, а в 2000 году объем производства данной категории хозяйств составил 10,3 тыс. тонн. Объем производства молока в личных подсобных и фермерских хозяйствах практически не увеличился, что привело к росту их доли в общем объеме продукции. Если в 1985 году она составляла около 40%, то в 2008 - уже 96,7% от общего объема производства. Доля в общем объеме продукции сельскохозяйственных предприятий за этот период упала с 60 до 3,3%.
За 2008 год в Астраханской области было произведено 140,2 тыс. тонн молока, в том числе в сельхозпредприятиях - 10,2 тыс. тонн, в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 110,3 тыс. тонн.
Увеличение объемов производства молока стало возможным в результате перехода молочного скотоводства в разряд рентабельных отраслей сельского хозяйства благодаря повышению закупочных цен на молоко (с 1998 по 2008 год закупочная цена на молоко возросла с 1 руб. 83 копеек до 8 руб. 50 копеек за 1 кг), росту продуктивности коров, а также получаемой финансовой поддержке из бюджета Астраханской области в виде выплаты дотации за реализацию молока и выделения средств на приобретение племенного молочного поголовья.
В то же время потенциально возможный объем закупки молока у населения на территории Астраханской области составляет 10 - 15 тыс. тонн в год. Основной причиной, сдерживающей увеличение объема закупки молочного сырья у населения, являлась проблема сбыта готовой продукции молокоперерабатывающих предприятий Астраханской области.
Высокая степень морального и физического износа оборудования большинства бывших молокоперерабатывающих предприятий существенно отражалась на возможности выполнения технологии производства и в конечном итоге на ассортименте и качестве выпускаемой продукции. Большинство молокоперерабатывающих предприятий области не использовало современную упаковку, сохраняющую потребительские качества молочной продукции в течение длительного периода времени. Это являлось основной причиной низкого спроса на продукцию местных производителей молочной продукции и привело многих из них к остановке производства и даже к их ликвидации.
В этих условиях 65% реализуемой в Астраханской области молочной продукции завозилось из соседних регионов России, в частности, из Ставропольского и Краснодарского краев, Волгоградской и Воронежской областей.
По итогам 2008 года фактически действующими молокоперерабатывающим заводами на территории Астраханской области остались три (в Володарском, Красноярском и Енотаевском районах).
Причем объем производства продукции на ООО "Молокозавод Володарский" составляет более 95% как в количественном, так и в стоимостном выражении в объеме производимой молочной продукции в Астраханской области.
Лидирующие позиции данного завода объясняются успешной реализацией им модернизации и реконструкции и изначально значительно большей проектной мощностью (до 24 тонн в сутки) по сравнению с ООО "Молокозавод Красноярский" (3 тонны в сутки) и молокозаводом СПК "Волга" (1,5 тонны в сутки).
Реализация проекта по реконструкции и модернизации завода осуществлялась с государственной поддержкой в форме лизинга оборудования, позволяющего принимать и перерабатывать молоко от населения, сбор и первичная обработка которого на данном заводе увеличилась в 2008 году до 1 600 тонн (300% к уровню 2005 года), а за 9 месяцев 2009 года - 1734 тонн, выводя его на уровень регионального молокоперерабатывающего предприятия, так как закуп сырья от ЛПХ осуществлялся уже на территории четырех районов области от более чем 1800 сдатчиков.
Однако ограниченность средств на реализацию проекта не позволила провести полную модернизацию и реконструкцию завода, следствием чего является достаточно высокий уровень морального и физического износа оборудования молокоперерабатывающего предприятия. Его энергоёмкость и отсутствие линий по производству продукции с длительными сроками хранения ограничивает конкурентоспособность производимой молочной продукции.
В связи с тем, что производство молока в Астраханской области носит ярко выраженный сезонный характер, отсутствие оборудования, позволяющего сохранять качество продукции на продолжительный период, не дает возможности не только увеличить объемы закупки молока от ЛПХ, но и найти дополнительные рынки сбыта продукции, в том числе на экспорт в Республику Казахстан.
Молочная перерабатывающая промышленность является потребителем для производителей молока и создателем спроса, что определяет по причине малого срока хранения данного сырья объемы общего надоя и поголовья крупного рогатого скота, являясь тормозящим фактором при дисбалансе в сторону производства молока и катализатором при дополнительных мощностях переработки. Всё это, по статистике Южного федерального округа, происходит на общем фоне самообеспеченности молоком и молокопродуктами в пределах 60%. Эту зависимость секторов сельскохозяйственного кластера Астраханской области подтверждают статистические данные, представленные в таблице 1. Рост перерабатывающих мощностей молочной промышленности на 28% в 2008 году по сравнению с 2006 годом привел к росту надоев на 6% и увеличению поголовья крупного рогатого скота на 15% за этот же период.
Таблица 1
N п/п | Продукты сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности | Единица измерения | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2008 г. в % к 2006 г. |
1 | Молоко | тыс.тонн | 143,5 | 150,1 | 152,6 | 1,06 |
2 | Молочная продукция | тонн | 9737,2 | 10278,1 | 12501,8 | 1,28 |
3 | Поголовье скота | тыс.голов | 202,4 | 220 | 233,6 | 1,15 |
4 | Кормовая база | тыс.га | 13,3 | 13,8 | 15,0 | 1,13 |
Таким образом, существует острая необходимость привлечения средств и помощи перерабатывающей молочной промышленности с целью общего роста сектора сельского хозяйства, а также улучшения ситуации в сфере занятости населения сельской местности, снижения криминогенности за счет стимулирования руководителей личных подсобных хозяйств, имеющих в настоящий момент статус временно безработных, регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Существует огромный (приблизительно 40%) сектор рынка потребителей молочной продукции, который предстоит охватить, что также снизит зависимость Астраханской области от ввозимой продукции.
Необходимость срочной модернизации молокоперерабатывающего производства диктуется также климатическими особенностями Астраханской области (в летний период - 40 - 450С) и, как следствие, повышенными требованиями санитарных норм и правил при производстве, хранении, транспортировке и реализации молочной продукции с целью недопущения массовых пищевых отравлений и заболеваний.
Первостепенное значение эпидемиологической безопасности при производстве молочной продукции, необходимость принятия мер исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке, финансированию и реализации региональных программ, относящихся к развитию молочной промышленности, техническому переоснащению и повышению культуры производства, подчеркивается в решении коллегии Роспотребнадзора от 26.09.2008.