Недействующий

О мерах по реализации Закона Астраханской области от 28.05.2008 N 23/2008-ОЗ "О противодействии коррупции в Астраханской области"

2. Перечень коррупционных факторов


Коррупционные факторы условно разделены на шесть групп, которые позволяют оценить обеспечение в правовых актах прозрачности действий органов государственной власти Астраханской области (далее - органы государственной власти), их должностных лиц, а также соотнести эти действия с имеющейся практикой применения правового регулирования в анализируемой сфере.

Коррупционными факторами, содержащимися в текстах правовых актов, являются:

2.1.Необоснованно широкие пределы усмотрения органов государственной власти, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции.

Полномочия органов государственной власти, а также права и обязанности их должностных лиц не всегда устанавливаются предельно четко, и в зависимости от складывающихся условий в пределах, дозволенных законодательством, возникает возможность руководствоваться собственным усмотрением, и, соответственно, возникают условия для коррупционных проявлений.

Необоснованно широкие пределы свободного усмотрения субъектов правоприменения должны быть ограничены. В правовом акте следует устанавливать четкие критерии для применения санкций, указывать точно, какие варианты решений охватывает компетенция органа государственной власти (должностного лица), каковы основания и условия принятия того или иного решения.

2.1.1. Злоупотребление правом заявителя.

В определенных случаях отсутствие четкой регламентации прав заявителя может прикрывать возможности коррупционного поведения должностных лиц.

На данный фактор может указывать предоставление заявителю права альтернативно, а не свободно выбирать способ и сроки совершения действия в рамках уже начавшейся административной процедуры.

2.1.2.Нарушение единства функций и полномочий органов государственной власти, прав и обязанностей их должностных лиц.

При оценке правового акта необходимо следить за тем, чтобы фиксация функций и полномочий органа государственной власти, прав и обязанностей его должностных лиц ("может и должен") не подменялась перечнем их прав ("может", "вправе" и т.п., но не должен). В результате этого исполнение служебных обязанностей субъектом правоприменения становится произвольным, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности ведет к коррупционным проявлениям.

Следовательно, в правовом акте недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения ("осуществляет", "рассматривает", "принимает" и т.п.), терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия ("может", "вправе" и т.д.).

Наряду с этим в правовом акте должна быть установлена четкая связь между зафиксированными в нем субъективными правами гражданина, правами юридического лица и соответствующими обязанностями органа государственной власти, должностного лица, что позволит исключить отказ в реализации их прав под предлогом отсутствия законных полномочий.

2.1.3.Наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа государственной власти без четкого разграничения их компетенции.

Если за принятие того или иного решения отвечают несколько должностных лиц одного и того же органа государственной власти, и при этом отсутствует четкое разграничение их компетенции, то, как правило, такое дублирование полномочий создает условия для злоупотребления служебным положением.

С учетом этого снижению коррупциогенности правового акта способствует закрепление в нем принципа "одного окна", когда все необходимые согласования для вынесения окончательного решения по заявлению заинтересованного физического или юридического лица государственные гражданские служащие осуществляют самостоятельно.

2.1.4.Выборочное изменение объема прав.

Правовым актом не должна предусматриваться возможность устанавливать исключения из общего порядка для граждан и организаций, зависящая от усмотрения должностного лица.

На наличие данного фактора указывают нерегламентированная возможность предоставления привилегий, а также установление запретов и ограничений для граждан и организаций.

2.1.5.Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества.

Детализация норм закона в подзаконных правовых актах не должна приводить к снижению уровня нормативной регуляции. В ведомственные правовые акты проще проникают коррупциогенные нормы права. Кроме того, часто орган государственной власти сам утверждает нормы права, выполнение которых сам же и контролирует.

2.1.6.Нарушение режима открытости информации.

О наличии этого фактора свидетельствуют нормы права, устанавливающие закрытость для граждан и организаций информации, имеющей значение для принятия решения по конкретному делу.

2.2.Коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов в положениях, отражающих полномочия органа государственной власти, права и обязанности их должностных лиц или иных субъектов правоприменения.

Недостаточность норм права, которые регламентируют компетенцию субъектов правоприменения, создает возможность для произвольной трактовки полномочий, прав, обязанностей, целей, задач и основных направлений деятельности с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать их объем, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей коммерческих или некоммерческих организаций.

С учетом этого правовой акт должен всецело отражать полномочия органов государственной власти, права и обязанности их должностных лиц. Если реализация этого требования невозможна или нецелесообразна, то в нем должно содержаться положение о разработке проектов соответствующих правовых актов, которые необходимы для его реализации (с указанием их характера и сроков подготовки).

Если правовой акт признает утратившими силу ранее действовавшие правовые акты (отдельные их положения), возникновение пробела в правовом регулировании наиболее вероятно. В этой связи необходимо выяснить, имеется ли потребность в подготовке проектов соответствующих правовых актов, устраняющих пробелы в праве, запланированы ли их разработка и принятие в оптимальные сроки.

2.2.1.Наличие пробела в праве.

Отсутствие той или иной нормы права дает возможность восполнения пробела в ходе правоприменения по усмотрению исполнителя.