Недействующий

О концепции комплексной целевой программы "О работе с соотечественниками за рубежом на 2010-2015 годы"

1. Обоснование проблемы и целесообразности ее решения программно-целевым методом


Положение русскоязычного населения в ряде стран ближнего зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений России с данными государствами. Российские соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры. Существенно ограничены для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, на сохранение этнокультурной самобытности.

За последние годы в диаспоре нового зарубежья произошли качественные изменения. Сформировалась социально адаптированная к новым реалиям часть российской диаспоры, желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с организациями и предприятиями регионов Российской Федерации, создается мощный инструмент реализации российских интересов, и, кроме того, появляются внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.

Внутри российской диаспоры можно вычленить разные социальные слои и группы. Соответственно, одной из основных задач становится формирование механизмов и моделей взаимодействия между различными группами, составляющими основу российской диаспоры, поиск объединяющей их идеи.

Основные группы, способные обеспечить сохранение и развитие российской диаспоры:

- интеллектуальные круги диаспоры, творцы и хранители духовного наследия;

- деловые круги диаспоры, обеспечивающие экономическую основу выживания;

- общественно-политические круги, создающие политико-правовые условия для сохранения диаспоры и нормального функционирования ее институтов;

- молодежь, способная обеспечить будущее российской диаспоры.

Демократические преобразования последних лет создали в нашей стране условия для отношений взаимопонимания и сотрудничества с соотечественниками за рубежом. Вопросы защиты прав и законных интересов наших соотечественников за рубежом возведены в разряд ключевых внешнеполитических задач и названы национальным приоритетом России.

Соотечественники - это колоссальный резерв для нашей Родины. Резерв ее международного влияния, ее позитивного имиджа в мире. Это мощнейший резерв сохранения и развития русской культуры, "русской цивилизованности". Протягивая руку помощи соотечественникам, помогая им встать на ноги и занять достойное место в общественной жизни других государств, мы неизбежно вовлекаем их в социально-экономическую жизнь России, что способствует повышению внешнеполитического влияния и авторитета нашего государства, укреплению международной стабильности и безопасности, углублению взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечению национальных интересов Российской Федерации.

Экономическая, социальная, да и демографическая ситуации в России требуют полновесного использования ресурсов диаспоры, ее привлечения к решению задач развития всей России и регионов в частности. В этих условиях взаимодействие с соотечественниками становится важной частью работы субъектов Российской Федерации за рубежом.

В целях реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.10.2011 N 1799-р утверждена Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2012-2014 годы, в которой регионам России отведена немаловажная роль.

Следующим этапом проведения государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом является разработка и реализация субъектами Российской Федерации региональных программ взаимодействия с соотечественниками за рубежом на основе федеральной Программы.

При разработке программы должны быть учтены экономические, социальные, культурные и иные приоритеты и возможности регионов, их хозяйствующих субъектов, образовательных, культурных, научно-исследовательских, общественных и информационных организаций, которые позволят эффективно взаимодействовать с российской диаспорой за рубежом.

В своей деятельности по поддержке соотечественников за рубежом субъекты Российской Федерации также призваны использовать потенциал соответствующих международных организаций, законно и легально функционирующих в странах проживания российских соотечественников. Прежде всего — это Международный совет российских соотечественников и Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников, а также Международное педагогическое общество.

Исходя из анализа мероприятий федеральной Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2009-2011 годы, решение этой задачи возможно лишь при подготовке комплексной программы, направленной на содействие деятельности российских диаспор за рубежом по расширению культурного, научного и делового сотрудничества с Астраханской областью, развитие и распространение за рубежом русской культуры и русского языка.