Действующий

Об утверждении отраслевой целевой программы реформирования региональных финансов Астраханской области на 2006-2008 годы

3.6. Создание условий для развития доходной базы


3.6.1. F1. Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет

3.6.1.1. Анализ текущего состояния и обоснование необходимости реформы

Министерством финансов Астраханской области проводится ежемесячный контроль за состоянием недоимки в областной бюджет, совместно с налоговыми органами проводятся совещания с налогоплательщиками, имеющими недоимку по платежам в областной бюджет более 50 тыс. рублей, на которых выясняются причины возникновения недоимки и сроки ее погашения. Сведения о размерах недоимки приведены в приложении F1.

Отсрочка или рассрочка платежей предоставляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Финансовый орган только согласовывает изменение срока уплаты платежа. Мониторинг недоимки, отсроченных и рассроченных платежей проводится на основании налоговой отчетности 4-Н. В 2006 году отсроченные и рассроченные платежи в областной бюджет отсутствуют.

Мониторинг дебиторской задолженности осуществляется посредством ежемесячного сбора соответствующих сведений о составе и размерах дебиторской задолженности, представляемых главными распорядителями до 7 числа месяца, следующего за отчетным. Затем данные сведения обобщаются в прилагаемые аналитические таблицы (приложение F1).

Участие исполнительных органов государственной власти Астраханской области в решении вопросов санкционирования предоставления отсрочки или рассрочки налоговых платежей либо отслеживание временного выпадения доходов областного бюджета является важным для целей планирования параметров областного бюджета и его исполнения. Отсутствие информации об отложенных (санкционированно или без соответствующих санкций) доходах областного бюджета либо непроведение анализа последствий наличия дебиторской задолженности различного характера может приводить к ошибкам планирования, бездействию в отношении урегулирования несанкционированной задолженности с соответствующими потерями областного бюджета в результате возникновения кассовых разрывов, потребности привлечения заемных ресурсов, недофинансирования запланированных расходов, возникновению кредиторской задолженности, потерям в результате инфляционных процессов по суммам имеющейся дебиторской задолженности.

При том, что сведения по различным видам задолженности перед областным бюджетом собираются и анализируются, актов, регламентирующих порядок проведения системного мониторинга дебиторской задолженности, налоговой недоимки, отсроченных и рассроченных платежей, а также актов по порядку оценки последствий наличия такой задолженности нет.

3.6.1.2. План и этапы реформирования

На первом этапе реализации Программы планируется провести детальную инвентаризацию сведений и осуществить оценку потерь областного бюджета от недополученных доходов, в том числе с учетом инфляции по дебиторской задолженности, рассроченных платежей за последние три отчетных года.

Для создания системы управления задолженностью перед областным бюджетом, повышения качества планирования и достоверности оценки потерь областного бюджета в результате наличия задолженности на первом этапе Программы будет также разработан и утвержден порядок проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей. Будет также разработан и утвержден порядок организации работы по согласованию с налоговыми органами вопросов информационного обмена по предоставлению отсрочек и рассрочек по налоговым платежам, подлежащим зачислению в областной бюджет.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации полномочием финансового органа субъекта Российской Федерации является лишь согласование вопросов изменения сроков уплаты налогов. Иные нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения с налоговыми органами по вопросам регулирования и мониторинга налоговой задолженности в Астраханской области, в настоящее время не действуют. Тем не менее, известны факты, когда в других субъектах Российской Федерации по данным вопросам находятся методы их решения. Между налоговыми органами и финансовым органом субъекта Российской Федерации заключаются соглашения об информационном взаимодействии и иных формах сотрудничества. Опыт этих субъектов может быть применен и в Астраханской области.

С целью повышения прозрачности бюджетной системы области систематизированные и проанализированные в соответствии с разработанными методиками сведения об объемах дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей (с учетом инфляционного влияния) будут опубликованы в средствах массовой информации и сети Интернет.

По итогам реализации Программы планируется обеспечить соответствие Астраханской области условиям того, что объем дебиторской задолженности перед областным бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в областной бюджет по состоянию на 01.01.2008 и 01.07.2008 не будет превышать три процента расходов областного бюджета.

3.6.1.3. Ожидаемые результаты реализации мероприятий

Основными ожидаемыми результатами реализации указанных выше мероприятий станут:

а) повышение точности планирования и исполнения областного бюджета за счет создания системы учета (мониторинга) дебиторской задолженности различных видов;

б) сокращение дебиторской задолженности за счет ужесточения норм и процедур управления данным видом задолженности, а также использования ограничений для возникновения указанной задолженности в последующие периоды;

в) выявление фактов существенной с точки зрения потерь областного бюджета дебиторской задолженности и принятие решений с целью ее сокращения и ликвидации.

Планируемый уровень прогресса по показателю F1

Оценка текущего состояния

Планируемое состояние по результатам 1-го этапа

Планируемое состояние по результатам 2-го этапа

0

4

5

3.6.1.4. Альтернативные механизмы:

Альтернативой взаимодействию с налоговыми органами в части получения сведений об объемах недоимки, отсроченных и рассроченных платежей является взаимодействие исполнительных органов государственной власти Астраханской области непосредственно с налогоплательщиками. Однако данная альтернатива представляется бесперспективной вследствие, во-первых, чрезмерной трудоемкости, во-вторых, значительной вероятности отказа налогоплательщиков от предоставления информации, составляющей налоговую тайну, органу, отличному от уполномоченного на то налогового органа.

3.6.1.5. Оценка рисков

Существует риск необоснованного отказа налоговых органов от взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Астраханской области для реализации последними процедур мониторинга налоговой задолженности перед областным бюджетом и оценки последствий ее наличия. Данный риск будет минимизироваться посредством проведения разъяснительной работы с налоговыми органами о целях, задачах и перспективах повышения эффективности управления региональными финансами в результате конструктивного взаимодействия между различными уровнями государственной власти.

В случае неудачи в вопросах согласования с налоговыми органами в методиках мониторинга будет применяться лишь та информация о задолженности, которая содержится в формах, обязательных к представлению исполнительным органам государственной власти Астраханской области.

Еще одним из рисков является доступность у налоговых органов сведений по налоговой задолженности в разрезе, требуемом для проведения качественного анализа (по видам налоговых платежей, уровням бюджетной системы, месту регистрации налогоплательщиков, имеющих соответствующую задолженность). В этом случае министерство финансов Астраханской области будет вынуждено использовать в методиках информацию, имеющуюся в наличии, а при возможности проводить экспертную оценку значений показателей в требуемом разрезе.

3.6.2. F2. Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов