Действующий

Об утверждении отраслевой целевой программы реформирования региональных финансов Астраханской области на 2006-2008 годы

3.7. Совершенствование долговой политики


3.7.1. G1. Внедрение формализованных процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования

3.7.1.1. Анализ текущего состояния и обоснование необходимости реформы

Под долговыми обязательствами Астраханской области понимаются все виды долговых обязательств, перечисленные в статье 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Министерство финансов Астраханской области в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 01.03.2005 N 7а-П "О министерстве финансов Астраханской области" (НГР:RU30000200500073) осуществляет:

- на основании решений Правительства Астраханской области заключение договоров о предоставлении государственных гарантий Астраханской области;

- управление в установленном порядке государственным внутренним долгом Астраханской области и принятие необходимых мер по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию, а также ведение учета по выданным гарантиям;

- ведение государственной долговой книги Астраханской области, содержащей сведения об объеме долговых обязательств Астраханской области.

Начиная с 2001 года ежемесячно ведется государственная долговая книга Астраханской области, где отражается информация по видам заимствований, срокам их погашения.

Порядок ведения государственной долговой книги утвержден Постановлением Правительства Астраханской области от 27.07.2005 N 270-П "Об утверждении Порядка ведения государственной долговой книги Астраханской области".

Ранее ведение долговой книги регламентировалось Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 21.03.2001 N 140 "Об утверждении Положения о порядке ведения государственной долговой книги Астраханской области" (НГР:RU30000200100056) (утратило силу).

Государственная долговая книга Астраханской области состоит из шести разделов:

- государственные займы Астраханской области, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг Астраханской области;

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Астраханской области как заемщика;

- договоры о предоставлении Астраханской областью государственных гарантий;

- договоры и соглашения о получении Астраханской областью бюджетных ссуд (кредитов) от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- иные долговые обязательства Астраханской области (под иными долговыми обязательствами понимаются принятые до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Астраханской области);

- сводная аналитическая информация.

Внутри разделов регистрационные записи осуществляются в хронологическом порядке нарастающим итогом.

Каждое долговое обязательство регистрируется отдельно.

Регистрационные записи в долговой книге о возникновении долгового обязательства, изменении его условий, сведения об операциях по привлечению, обслуживанию и погашению долгового обязательства производятся на основании оригиналов документов, подтверждающих возникновение, изменение либо совершение операций по долговому обязательству, в течение трех рабочих дней со дня возникновения, внесения изменений и/или совершения иных операций по долговому обязательству. Долговое обязательство регистрируется в валюте Российской Федерации.

Аналогичный учет долговых обязательств ведется каждым муниципальным образованием Астраханской области, и сводная информация ежемесячно представляется совместно с бухгалтерской отчетностью в министерство финансов Астраханской области, для ведения учета консолидированного долга Астраханской области в соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.2004 N 119н "Об утверждении Порядка передачи Министерству финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженных в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований" (НГР:RU0000V200403509).

За последние три года структура госдолга Астраханской области изменялась следующим образом:

Наименование показателя

период

Отноше- ние значения в 2005 году к значению в 2004 году

на 01.01.2004

на 01.01.2005

на 01.01.2006

сумма

доля в гос- долге

сумма

доля в гос- долге

сумма

доля в гос- долге

1

2

3

4

5

6

7

8 = 6 / 4

Объем госу- дарственного долга Астра- ханской области

772562

100%

906562

100%

1660057

100.0%

183.1%

в том числе:

- бюджетные кредиты (ссуды)

628007

81.3%

521423

57.5%

419467

25.3%

80.4%

- коммерчес- кие кредиты

82555

10.7%

362460

40%

1225000

73.8%

в 3.4 раза

- гарантии

11418

1.5%

22679

2.5%

15590

0.9%

68.7%

- прочие долговые обязательст- ва

50583

6.5%

0

0.00

Приведенные данные свидетельствуют о смене акцентов в сторону банковских кредитов, то есть увеличении их доли в структуре госдолга области.

Соответственно увеличивается доля краткосрочных кредитов, так как банки предоставляют кредиты на период не более года, а бюджетные кредиты предоставляются на срок, не выходящий за пределы финансового года.

Долгосрочными являются лишь реструктурированные бюджетные кредиты (ссуды) на срок от трех до 10 лет, доля которых в объеме госдолга ежегодно снижается и составляет на 01.01.2006 25,3 процента.