В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между емкостью сети образовательных учреждений, предоставляющих комплексные услуги по образованию и содержанию детей дошкольного возраста, и реальным количеством детей, нуждающихся в получении данных услуг.
Проведённый анализ действующей системы дошкольного образования Астраханской области выявил: состояние сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, не соответствует принципу доступности качественного дошкольного образования, что ведёт к социальной напряженности.
Всего в Астраханской области проживают 67057 (в том числе 33209 - в г. Астрахани) детей дошкольного возраста (от одного года до семи лет, не посещающих 1 класс), из которых 35 331 дошкольник посещает полнодневные группы в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования (в том числе 18 888 - в г. Астрахани). На 1 января 2008 года охват детей дошкольным образованием в Астраханской области составил 52,6%, а численность детей, состоящих на учёте для определения в образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, для получения комплексной услуги, равнялась 18 450 (27,5%) - 14 611 в г. Астрахани, 3 839 районах области.
Причинами низкого охвата детей дошкольным образованием прежде всего являются сокращение сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и увеличение рождаемости.
В ходе анализа выявлен ряд проблем, которые стали препятствием для эффективного функционирования и успешного развития системы дошкольного образования:
отсутствие достаточного количества мест в образовательных учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования, обеспечивающих вариативные возможности получения детьми дошкольного образования, приводящее к переуплотнению групп, увеличению очерёдности;
нерациональное использование имеющихся ресурсов системы образования в сложившихся демографических условиях;
несовершенная региональная нормативная правовая база, регулирующая развитие сети вариативных образовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования;
несформированный гражданский заказ на дошкольные образовательные услуги;
недостаточность финансирования строительства новых дошкольных образовательных учреждений за счёт средств местных бюджетов;
дефицит высокопрофессиональных кадров дошкольного образования, связанный с падением престижа профессии воспитателя и низкой заработной платой.
Создание эффективного механизма развития системы дошкольного образования во многом зависит от прогностического подхода, сформированного на программно-целевом методе, который поможет определить стратегию и тактику развития системы дошкольного образования, сконцентрировать финансовые и организационные ресурсы, привлечь разнообразные источники финансирования.