В Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 процента от населения области.
В области функционируют 23 детско-юношеские спортивные школы, 4 школы олимпийского резерва, 1 школа высшего спортивного мастерства.
Всего на территории Астраханской области имеется 1608 спортивных объектов, их единовременная пропускная способность - 39102 человека. Однако необходимо отметить, что имеющиеся спортивные сооружения в значительной степени изношены, имеют довольно низкую обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарём.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой. Если в Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 процента от населения области, то в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 12,4 процента;
- намечается тенденция уменьшения количества предприятий и учреждений, специализирующихся на физкультурно-оздоровительной работе, что отрицательно сказывается на всех показателях, в том числе и на количестве человек, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта и спорта высших достижений;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Основным показателем, определяющим потребность населения в спортивных сооружениях, является нормативная потребность в спортивных сооружениях, включая универсальные игровые крытые площадки, плоскостные сооружения и бассейны. В нашем регионе этот показатель является крайне низким.
Нормативная единовременная пропускная способность спортивных сооружений в Астраханской области:
в 2006 году (тыс.) | сооружений | способность (чел.) | Факт | % |
994200 | 1608 | 194256 | 39102 | 20 |
Нормативная потребность в спортивных залах (универсальных крытых игровых площадках) полезной площадью от 162 кв.м до 1008 кв.м:
Численность населения в 2006 году (тыс.) | сооружений | Общая площадь, кв.м | потребность в спортивных залах | % |
994200 | 404 | 357840 | 895 | 45,2 |
Нормативная потребность в плоскостных сооружениях, в том чсимле площадок, полей, спортивных ядер:
Численность населения в 2006 году (тыс.) | Количество спортивных сооружений | площадь, кв.м | Нормативная потребность в плоскостных сооружениях | % |
994200 | 872 | 3692 | 23,6 |
Нормативная потребность в бассейнах:
Численность населения в 2006 году (тыс.) | воды, кв.м | количестве бассейнов | Факт | % |
994200 | 76680 | 383 | 12 | 3,1 |
Из вышеприведенных данных очевидно, что спортивная инфраструктура, имеющаяся в наличии в регионе, не соответствует нормативам Федерального агентства по физической культуре и спорту и не отвечает задачам привлечения к занятиям физической культурой и спортом большего количества населения.
Показатель спортивных сооружений в Астраханской области возрос в результате увеличения плоскостных спортсооружений, а также спортивных залов. Однако количественный рост сооружений коснулся только малобюджетных спортивных площадок, затронув строительство и реконструкцию капитальных зданий и сооружений в гораздо меньшей степени. Износ основных фондов по спортивным сооружениям в среднем достигает 40 процентов. Также необходимо отметить, что произошло резкое снижение количества бассейнов, что отрицательно отражается на таких видах спорта как водное поло, плавание и т.д., а это понижает уровень результативности выступлений астраханских спортсменов на соревнованиях по водным видам спорта всех рангов.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объём финансирования и внимание со стороны государственных органов. На современном этапе очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Астраханской области требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.