Действующий

О комплексной целевой программе "Информатизация Астраханской области на 2011-2013 годы"

1. Содержание проблемы (актуальность), обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Развитие стратегических и информационных технологий является одной из приоритетных задач развития государства в современном мире.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет решение задачи внедрения информационных технологий в государственное управление одним из условий инновационного, конкурентоспособного развития государства с диверсифицированной экономикой, отвечающего вызовам современного мира. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации раскрывает эту задачу в рамках повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг.

Значимость стоящей перед государством задачи повышения собственной эффективности на основе информационных технологий объясняется и основными путями ее решения, включающими в себя: четкую регламентацию порядка предоставления услуг, проведение мероприятий, направленных на упрощение административных процедур, снижение транзакционных и временных издержек. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года определяет своей ключевой целью повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедур и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан и повышение качества административно-управленческих процессов. Таким образом, формирование электронного правительства в Российской Федерации и переход к оказанию государственных услуг в электронном виде позволят обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям на основе информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Комплексное внедрение ИКТ должно привести не только к таким очевидным результатам, как сокращение затрат на передачу, хранение и обработку информации, но и к совершенствованию и упрощению внутренних процессов и процедур. Информатизация должна осуществляться вместе с административной реформой, нацеленной на оптимизацию государственного управления.

То есть необходима не просто автоматизация процессов оказания отдельных государственных услуг, но и внедрение целостной системы информационного обеспечения деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти (далее - ИОГВ АО), органов местного самоуправления на территории Астраханской области. Эта система должна основываться на единых принципах, таких как обеспечение межведомственного электронного взаимодействия и совместимости государственных и муниципальных информационных систем, повышение открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание возможностей для более удобного взаимодействия с властью через электронные каналы, снижение временных и материальных затрат граждан и организаций при взаимодействии с государственными и муниципальными структурами.

Важнейшим направлением информатизации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является создание электронного правительства.

Сложившаяся мировая практика опирается на ряд принципиальных подходов, которые определяют весь комплекс организационных, правовых, технологических инноваций, которые должны быть реализованы при переходе к активному использованию электронного правительства:

- формирование пакетов персонифицированных услуг, связанных с ключевыми моментами жизни граждан;

- создание системы мотивации использования гражданином услуг электронного правительства;

- повышение эффективности деятельности государственных служащих;

- реструктуризация и оптимизация административных процессов;

- использование инновационных технологий предоставления услуг;

- формирование и реализация единого плана развития электронного правительства;

- постоянный мониторинг качества оказания услуг на основе обеспечения обратной связи с их потребителями.

За последние годы в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях достигнуты определенные результаты в информатизации органов государственной власти и органов местного самоуправления и формировании элементов электронного правительства.

Данные о наличии базовых инфраструктурных элементов электронного правительства в регионах Российской Федерации приведены в следующей таблице[1].

Созданные в регионах элементы инфраструктуры электронного правительства

Доля регионов,
 (%)

Порталы государственных услуг (или сайты ведомств и учреждений с информацией об услугах)

56,0

Портал органов государственной власти (далее - ОГВ)

84,0

Портал государственных закупок

88,0

Инф ормационные киоски (инфоматы)

52,0

Центры обработки данных

40,0

Электронная (социальная) карта

32,0

В Астраханской области ежегодная реализация отраслевых целевых программ информатизации Астраханской области в период 2007-2010 годов, а также отдельных мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" обеспечили достижение следующих результатов:

- уровень оснащенности государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в ИОГВ АО, вычислительной техникой (с учетом серверного оборудования и ноутбуков) за 2009 год составил 108%;

- создание элементов базовой телекоммуникационной инфраструктуры обеспечения деятельности ИОГВАО и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - ОМСУ АО): все ИОГВ АО, 11 муниципальных районов и ЗАТО Знаменск имеют подключение к VPN -сети Правительства Астраханской области;

- создание, внедрение и техническая поддержка значительного числа информационных систем (в том числе систем электронного документооборота, автоматизации кадрового учета и бухгалтерского учета, реестра государственных услуг);

- формирование у значительного числа государственных гражданских служащих базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий;

- ИОГВ АО и ОМСУ АО имеют сайты в сети Интернет, в том числе создана единая "точка входа" - портал astrobl.ru, функционируют сайты Губернатора Астраханской области, вице-губернатора - председателя Правительства Астраханской области, социальной сферы Астраханской области, системы государственных закупок, региональный портал государственных услуг (функций), единая интернет-приемная ИОГВ АО, портал местного самоуправления Астраханской области;

- проводятся работы по созданию универсальной электронной карты гражданина.

Положено начало созданию инфраструктуры для обеспечения межведомственного взаимодействияОГВ и ОМСУ АО.

Вместе с тем в работе по информатизации и формированию электронного правительства наблюдается ряд существенных недостатков: