Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2004 года N 3/23

Об областной целевой программе "Содействие занятости населения Астраханской области на 2004-2005 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 136-П)

Изменения:

Постановление Администрации Астраханской области от 13.05.2004 N 7/72 (НГР:RU30000200400210)

В целях реализации государственной политики содействия занятости населения в Астраханской области, направленной на стабилизацию ситуации на рынке труда и повышение уровня занятости населения, трудоустройство безработных граждан и незанятого населения, сдерживание безработицы, оказание социальной поддержки безработным гражданам,

Администрация Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Содействие занятости населения Астраханской области на 2004-2005 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы департамент федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области (Данилов).

3. Департаменту экономического развития (Максимова) и департаменту финансов (Евлашев) Астраханской области в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований области ежегодно при формировании местных бюджетов предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области

А.П. Гужвин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации

Астраханской области

от 12.02.2004 N 3/23

Перечень характеристик

Содержание

Наименование Программы

- программа "Содействие занятости населения Астраханской области на 2004-2005 годы"

Решения о разработке Программы

- статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N568-р "Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы", письмо Минтруда России от 12.08.2003 N517-12 "О разработке и согласовании территориальных программ содействия занятости населения на 2004 и последующие годы"

Государственный заказчик Программы

- департамент федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Астраханской области

Основные разработчики Программы

- департамент ФГСЗН по Астраханской области с участием департаментов, управлений, комитетов Астраханской области, территориальные органы службы занятости

Цели и задачи Программы

- повышение уровня занятости населения, обеспечение рабочей силой предприятий и

организаций, снижение напряженности на рынке труда путем:

повышения стимулов к активному поиску работы безработными,

предупреждения массовой безработицы на региональном рынке труда,

организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите,

содействия временному трудоустройству граждан, самозанятости и предпринимательской инициативе,

содействия трудовой мобильности,

обеспечения социальной поддержки безработных граждан и членов их семей,

совершенствования нормативно-правовой базы,

совершенствования форм содействия трудоустройству ищущих работу граждан отдельных категорий с учетом социально-демографических, профессиональных и других потребностей, а также спроса на рабочую силу

Сроки реализации Программы

- 2004-2005 годы

Объемы и источники финансирования, направления расходов

- финансовые затраты на реализацию Программы в 2004 году составят 134441,6 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 129058,9 тыс. рублей, муници-пальных бюджетов - 883,5 тыс. рублей, областного бюджета - 50,0тыс. рублей, средств работодателей - 4449,2 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан ежегодно корректируются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год по соответствующей целевой статье и виду расходов из федерального бюджета

Ожидаемые конечные результаты реализации

- реализация Программы в течение 2004-2005 годов позволит:

Программы

снизить напряженность на рынке труда и сдержать уровень регистрируемой безработицы в 2004-2005 годах в пределах2,4% к экономически активному населению,

повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем трудоустройства при посредничестве органов службы занятости свыше 47 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 23,7 тыс. человек,

обеспечить временную занятость 23,6 тыс. человек, в том числе в 2004 году - около12 тыс. человек,

оказать содействие самозанятости 302 человек, в том числе в 2004 году - 150 человек,

предоставить возможность получения профессиональных образовательных услуг около 6,4 тыс. безработным и незанятым гражданам для последующего их трудоустройства, в том числе в 2004 году - более 2,8тыс. человек,

ежегодно оказывать социальную поддержку безработным гражданам

Контроль за реализацией Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляет департамент ФГСЗН по Астраханской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти

Программа "Содействие занятости населения Астраханской области на 2004-2005 годы" разработана департаментом ФГСЗН по Астраханской области в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199100242), распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 568-р "Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы" и Планом мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденным распоряжением N 568-р.

Решение проблемы занятости обуславливается общей социально-экономической политикой. Поэтому основой для разработки Программы содействия занятости населения послужили прогноз социально-экономического развития Астраханской области на 2004-2005 годы, разработанный департаментом экономического развития Астраханской области, а также предложения департаментов, организаций, в компетенции которых находятся различные аспекты регулирования трудовой сферы, результаты анализа тенденций формирования рынка труда области в предшествующих годах.

При формировании Программы учитывались изменения в социально- демографических процессах и их влияние на использование рабочей силы и занятость населения.

Программа разработана с учетом мер содействия занятости населения, осуществляемых в городах и районах области, и решает поставленные задачи исходя из местных условий и особенностей.

Основная направленность мероприятий Программы содействия занятости населения определяется задачами государственной политики занятости и нацелена на решение проблем рынка труда и занятости населения, защиту граждан от безработицы, снижение напряженности на рынке труда, создание условий для наиболее эффективного взаимодействия работодателей и граждан, ищущих работу, содействие безработным в трудоустройстве, а также оказание социальной поддержки гражданам на период их вынужденной безработицы.

Социально-экономическая политика в Астраханской области в период 1997-2002 годов была направлена на обеспечение перехода экономики в стадию устойчивого экономического роста, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решение задач повышения уровня жизни населения. Область имеет конкурентные преимущества для активизации экономической деятельности: богатейшие запасы сырьевых ресурсов нефти и газа, востребованность транспортного комплекса в связи с изменением геополитического положения области, уникальные природно-климатические условия не только для сельскохозяйственной деятельности, но и развития туристического бизнеса. Имеются резервы для продолжения экономического роста, сложилась система государственного регулирования социально-экономического развития региона, сочетающая рыночные и административные механизмы.

Результаты развития экономики области в последние годы подтверждают закрепление тенденций экономического роста. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2002-2003 годах характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Продолжается устойчивый рост в промышленности. За январь-октябрь 2003 года произведено промышленной продукции на 7,1% больше, чем за соответствующий период прошлого года, объемы инвестиций в основной капитал увеличились на 17,9 %, грузооборот транспортных предприятий - на 5,5%, оборот розничной торговли - на 5,3%, объем платных услуг населению - на 6,5%, реальные денежные доходы населения возросли на 7,3%.

Сложившаяся ситуация в экономике области обусловила количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:

- стабилизацией численности занятых экономической деятельностью. Положительные тенденции развития экономики области обеспечили увеличение численности населения, занятого экономической деятельностью. В 2002 году численность занятых в экономике области составила 100,3% к уровню 2000 года.

За январь-ноябрь 2003 года среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий и организаций области достигла 311,3 тыс. человек, что составило 99,9% к соответствующему периоду предыдущего года. Кроме того, по совместительству работало 6,2 тыс. человек, по договорам гражданско-правового характера - 4,7 тыс. человек. Доля внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, составила 4,4% в общем числе замещенных рабочих мест.

Наблюдаются положительные тенденции в строительстве, где численность занятых возросла (на 7,3%), связи (на 7,6%), железнодорожном транспорте (на 1,9%), торговле и общественном питании (на 2,8%), общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка (на 22,4%), информационно-вычислительном обслуживании (на 13,8%), осуществлении операций с недвижимым имуществом (на 5,0%).

В сфере материального производства снижение численности занятых отмечалось в промышленности (на 4,3%), а также в сельском хозяйстве (на 10,5%), автомобильном, железнодорожном, морском и водном транспорте (от 2,7 до 7,6%), заготовках (на 70,4%).

В непроизводственной сфере численность работников возросла на предприятиях и в организациях непроизводственных видов бытового обслуживания населения (на 0,5%), образования (на 1,8%), здравоохранения, физкультуры, спорта и соцобеспечения (на 2,2%), культуры (на 3,7%), органах управления (на 0,5%), кредитовании, финансах, страховании и пенсионном обеспечении (на 3,1%). Снижение численности занятых отмечается в жилищно-коммунальном хозяйстве на 0,9%, науке и научном обслуживании - на 1,3%.

В области насчитывается более 3,6 тыс. малых предприятий, что составляет более половины (58,8%) от общего количества предприятий области. Основная их доля (81,6%) сосредоточена на территории г.Астрахани. Среди районов области наиболее широко предприятия малого бизнеса представлены в Ахтубинском, Володарском, Икрянинском, Камызякском, Наримановском и Приволжском районах. Общая численность занятых на предприятиях малого бизнеса составляет 39,7 тыс. человек. По сравнению с предыдущим годом численность работников малых предприятий возросла на 9,1%. В среднем на одном малом предприятии занято 10 человек, в результате доля граждан, занятых малым бизнесом, составляет 28,4% общей численности занятых в экономике области.

Малыми предприятиями на условиях вторичной занятости было привлечено 3,6 тыс. человек, в том числе к работе по совместительству - 2,4 тыс. человек. Наиболее весомой была доля вторичной занятости в геологии и разведке недр, финансовой деятельности, образовании, науке и научном обслуживании;

- межотраслевым перераспределением рабочей силы. Удельный вес занятых в промышленности в 2002 году снизился до 15,4% от общей численности занятых против 16,4% в 2000 году, на транспорте и связи - с 9,5 до 9,3%, в торговле и общественном питании - с 14,2 до 12,7%. На том же уровне сохраняется удельный вес занятых в строительстве (8,1%). Происходит увеличение доли занятых в сельском хозяйстве (с 14,9 до 15,4%). Растет доля занятых в непроизводственной сфере - жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, физкультуре, спорте и социальном обеспечении;

- изменением соотношения работающих по формам собственности. Доля занятых в государственном и муниципальном секторах экономики снизилась с 42,4% в 2000 году до 42,0% в 2002 году. Происходит рост численности занятых в организациях с иностранным участием. В частном секторе экономики, где трудится 46,1% общей численности занятых, происходит рост численности в основном за счет увеличения численности занятых индивидуальным трудом и по найму, в домашнем хозяйстве, включая личное подсобное хозяйство;

- снижением интенсивности движения кадров на предприятиях и в организациях области. Рост занятости населения области обусловлен увеличением приема кадров на предприятиях области, который составил в 2002 году 74,5 тыс. человек и на 2,0% превысил уровень 2000 года. Несмотря на некоторое снижение, основная часть выбывших как и прежде увольнялась по собственному желанию (76,9 против 79,1% в 2000 году). В 2003 году наблюдается некоторое снижение интенсивности движения кадров на предприятиях и в организациях области. Прием кадров за 9 месяцев текущего года снизился на 16% относительно соответствующего показателя предыдущего года, на 4,8% уменьшилось выбытие работников, в том числе на 7,2% сократились увольнения по собственному желанию;

- изменением масштабов высвобождения работников. Высвобождение в связи с сокращением численности персонала в 2002 году возросло относительно 2000 года на 69,4% и составило 1,5% среднесписочной численности работников. Выше среднеобластного уровня было высвобождение работников в промышленности, на водном транспорте, в связи, строительстве, торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, заготовках, геологии и разведке недр, жилищно-коммунальном хозяйстве, науке и научном обслуживании. Однако в отчетном году наблюдается замедление темпов высвобождения работников с предприятий и организаций области. За январь-сентябрь были высвобождены 2,0 тыс. человек (0,8% среднесписочной численности работающих) против 2,7 тыс. человек в соответствующем периоде предыдущего года (1,1%);

- сокращением вынужденной неполной (неэффективной) занятости работников. В целом численность находящихся в отпусках по инициативе администрации предприятий и работавших в режиме неполного рабочего времени в 2002 году возросла на 8,4% по сравнению с 2000 годом. При этом численность работавших в режиме неполного рабочего времени увеличилась относительно 2000 года на 63,5% и составила 9,9 тыс. человек или 4% среднесписочной численности, а численность вынужденно пользовавшихся административными отпусками сократилась почти на четверть и составила около 8,4 тыс. человек или 3,3% среднесписочной численности работающих. Более трети работников, находившихся в административных отпусках, не получали денежной компенсации. Наибольшее распространение режим неполного рабочего времени имел место в строительстве (32,4% к среднесписочной численности работников отрасли), промышленности (7,7%), на автомобильном транспорте (4,2%), науке и научном обслуживании (17,5%). Отпуска по инициативе администрации предприятий были наиболее распространены в строительстве (21,8% к среднесписочной численности работников отрасли), промышленности (4,6%), в сельском хозяйстве (6,4%), геологии и разведке недр (33,9%).

Улучшение финансовых результатов работы предприятий, рост среднемесячной заработной платы и реальных денежных доходов населения в отчетном году способствовали уменьшению масштабов скрытой безработицы. Численность работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации предприятий и организаций, сократилась в январе-сентябре текущего года в 2,9 раза относительно соответствующего периода 2002 года и составила 2,5 тыс. человек или 1,1% среднесписочной численности работников, а работающих в режиме неполного рабочего времени - в 3,0 раза и составила 3,0 тыс. человек или 1,3% среднесписочной численности;

- сохранением процесса ликвидации рабочих мест. Ликвидация рабочих мест в связи с сокращением численности персонала предприятий и организаций и текучестью кадров по оценке составила за последние три года более 15 тысяч. Изменились технические характеристики рабочих мест. Износ основных фондов составил в 2002 году 47,9%, при этом самый высокий износ имели активные фонды по машинам и оборудованию - 51,1%, транспортным средствам - 65,4%. В то же время в последние годы в области наблюдается положительная тенденция роста коэффициента обновления основных фондов по крупным и средним предприятиям (2001 год - 4,8%, 2002 год - 6,9%) при практически сохранившемся коэффициенте ликвидации 1,5%.

В 2002 году ввод дополнительных рабочих мест составил более 3,5 тыс. мест, что оказало положительное влияние на рынок труда области. Наибольшее число новых рабочих мест было создано в промышленности (1,4 тыс. рабочих мест), на транспорте (0,6 тыс. рабочих мест), в торговле (0,6 тыс. рабочих мест), строительстве (0,5 тыс. рабочих мест).

За 9 месяцев текущего года на предприятиях и в организациях области введено свыше 1,9 тыс. новых рабочих мест, что почти на треть ниже показателя соответствующего периода 2002 года. Снижение ввода новых рабочих мест отмечается в сельском хозяйстве - в 5 раз, связи - в 2,2 раза, строительстве - в 3,9 раза, торговле и общественном питании - на 29%. В то же время возросло количество дополнительно введенных рабочих мест в промышленности на 33,3%, жилищно-коммунальном хозяйстве - на 59,5%. Снижение дополнительно введенных рабочих мест обусловило уменьшение числа вакантных рабочих мест, заявленных в органы службы занятости в текущем году. На 1 ноября 2003 года потребность предприятий и организаций в рабочей силе для замещения свободных рабочих мест составила 3,4 тыс. мест, что в 2 раза меньше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Однако в результате реализации мероприятий активной политики занятости и снижения численности зарегистрированных в службе занятости не занятых трудовой деятельностью граждан разрыв между свободными рабочими местами и претендующими на них не занятыми трудовой деятельностью гражданами с начала отчетного года сократился на 3,1%;

- тарифно-квалификационным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Сохраняется разрыв между качеством рабочей силы, требуемым работодателем, и квалификацией, которой обладают соискатели рабочих мест. При существующем высоком спросе предприятий и организаций области в специалистах высокой квалификации по многим рабочим профессиям (водитель автомобиля, каменщик, облицовщик-плиточник, плотник, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, и т.д.) предложение этих специалистов на рынке труда незначительно, что вызывает необходимость в их подготовке или повышении квалификации. В структуре квалификационного спроса на рабочую силу преобладают вакансии на работников 3-5 разрядов (около 94% всех вакансий с указанием разряда), предложение которых на рынке труда не превышает 73% общей численности обратившихся за содействием в трудоустройстве. Несоответствие спроса и предложения наблюдается и по категориям специалистов и служащих;

- сохранением дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы по уровню заработной платы. Процесс трудоустройства граждан существенно затрудняет низкий уровень оплаты труда большинства предлагаемых рабочих мест. В среднем по области каждая вторая из предлагаемых предприятиями и организациями вакансий - с заработной платой до 1,5 тыс. рублей, что ниже прожиточного уровня. Количество претендентов на низкооплачиваемые рабочие места, как правило, ниже числа заявленных вакансий. В результате на одну вакансию с зарплатой до 1,5 тыс. рублей приходится менее одного человека. На вакансии с оплатой труда свыше 2,0 тыс. рублей в среднем по области претендуют 2 человека.

По результатам обследования предприятий со среднесписочной численностью работающих, равной 48,3 тыс. человек, средний уровень укомплектованности квалифицированным персоналом предприятий составляет 85%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»