ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 ноября 2005 года N 399а-П
Об отраслевой целевой программе "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 13.02.2009 N 55-П НГР:RU30000200900105)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 11.12.2008 N 645-П НГР:RU30000200801259;
постановление Правительства Астраханской области от 15.10.2008 N 538-П НГР:RU30000200801036;
постановление Правительства Астраханской области от 14.05.2008 N 234-П НГР:RU30000200800419;
постановление Правительства Астраханской области от 02.05.2007 N 159-П НГР:RU30000200700283)
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 25.07.2005 N 257-П "О концепции отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы" (НГР:RU30000200500361) целях концентрации средств областного бюджета для решения приоритетных проблем Астраханской области программно-целевым методом
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа), включающую в себя подпрограммы "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Здоровый ребенок", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области", "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии".
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы министерство образования и науки Астраханской области, а государственными заказчиками подпрограмм:
"Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области", "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии" - министерство образования и науки Астраханской области;
"Дети-инвалиды" - министерство социального развития и труда Астраханской области;
"Здоровый ребенок" - министерство здравоохранения Астраханской области.
3. Министерству экономического развития (Щербаков В.Р.), министерству финансов (Миронов С.К.) Астраханской области в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень целевых программ Астраханской области и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления Астраханской области разработать мероприятия по социальной поддержке и улучшению положения детей, предусмотрев их финансирование за счет муниципальных бюджетов.
5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) довести настоящее постановление до сведения населения через средства массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 07.11.2005 N 399а-П
ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006-2008 ГОДЫ
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 14.05.2008 N 234-П НГР:RU30000200800419)
Наименование Программы | - отраслевая целевая программа "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы |
Основание для разработки Программы | - постановление Правительства Астраханской области от 25.07.2005 N257-П "О концепции отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы" (НГР:) |
Государственный заказчик-координатор Программы | - министерство образования и науки Астраханской области |
Государственные заказчики подпрограмм | - министерство социального развития и труда Астраханской области |
Основные разработчики Программы | - министерство социального развития и труда Астраханской области |
- министерство социального развития и труда Астраханской области | |
- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области" (государственный заказчик - министерство образования и науки Астраханской области) | |
- | |
подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области" - 8712,0 тыс. рублей, из них: за счет средств областного бюджета - 8712,0 тыс. рублей | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Министерство образования и науки Астраханской области несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках Программы |
Отраслевая целевая программа "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 25.07.2005 N257-П "О концепции отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы" (НГР:RU30000200500361) и включает в себя пять подпрограмм: "Дети-сироты", "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии", "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области".
Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей различных категорий, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках целевых программ Астраханской области, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Астраханской области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в Астраханской области, укреплению статуса семьи.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации областных целевых программ по улучшению положения детей в Астраханской области, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий областных целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне.
Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей особенно раннего и подросткового возраста является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.
Слабо внедряются современные научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для нормального физического и нервно-психического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Астраханской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост числа безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
Ежегодно в Астраханской области около 1000 уголовных деяний совершается несовершеннолетними. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 200 детей и подростков.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.
Следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, освобожденных из мест лишения свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2006-2008 годах.
Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствует решению данной проблемы.
Следует отметить усложняющийся год от года контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
В то же время существующая сеть детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения, что должно осуществляться не только за счет средств областного бюджета, но и прежде всего за счет средств муниципальных образований, на территории которых расположены образовательные учреждения.
В Астраханской области, как и во всей Российской Федерации, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях.
Решающее значение в становлении и развитии системы профилактической и реабилитационной работы с детьми различных категорий и их семьями имеют подпрограммы "Дети-сироты", "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии", "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области".
Целями Программы являются улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов.
Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
Целями подпрограммы "Дети-сироты" являются создание условий для полноценной жизни детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
осуществление мер по совершенствованию системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитию форм устройства этих детей, расширению социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защите имущественных, жилищных и других интересов детей-сирот;
создание условий для оказания психологической, медицинской и педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-сиротами, в том числе имеющими нарушения в умственном и физическом развитии;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подпрограмма "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии" ставит целями обеспечение благоприятных условий для их безболезненной интеграции в общество, создание системы эффективных практических мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, всестороннюю подготовку к самостоятельной жизни в обществе.
Целями подпрограммы "Здоровый ребенок" являются создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.