Недействующий

Об отраслевой целевой Программе реформирования региональных финансов Астраханской области на 2006-2008 годы

Статья 10.1. Внесение на рассмотрение и утверждение Государственной Думой Астраханской области долгосрочных комплексных и отраслевых целевых программ.

1. Губернатор Астраханской области вносит на рассмотрение в Государственную Думу Астраханской области проект постановления Государственной Думы Астраханской области об утверждении долгосрочной комплексной целевой программы, долгосрочной отраслевой целевой программы, одобренной Правительством Астраханской области, не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому, в соответствии с показателями, предусмотренными пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона.

2. Постановление Государственной Думы Астраханской области об утверждении долгосрочной комплексной целевой программы, долгосрочной отраслевой целевой программы принимается не позднее рассмотрения в первом чтении проекта областного бюджета на очередной финансовый год.".

Как следует из приведенных выше положений Закона, в Астраханской области практикуется определенный аналог ведомственной целевой программы - отраслевая целевая программа. Однако требования к отраслевым программам не в полной мере соответствуют требованиям, предполагаемым к установлению для ведомственных целевых программ, и областная законодательная и нормативно-правовая база требует определенной доработки.

Отличительные характеристики ведомственных целевых программ:

- обособленность расходов, включенных в ведомственную целевую программу, от прочих расходов субъекта бюджетного планирования;

- для программы установлены показатели финансирования, целевые индикаторы выполнения программы (количественные и качественные характеристики результатов деятельности субъекта бюджетного планирования), используется оценка эффективности реализации ведомственной целевой программы (соотношение результатов и объемов затрат), установлены ответственные за выполнение мероприятий программ;

- расходы на реализацию ведомственной целевой программы имеют четкую и понятную координацию с результатами;

- ведомственная целевая программа охватывает период бюджетного планирования не менее трех лет либо имеет объективное ограничение в виде срока действия конкретного расходного обязательства;

- ведомственная целевая программа имеет собственную целевую статью расходов;

- ведомственная целевая программа конкретного субъекта бюджетного планирования отвечает целям и задачам этого субъекта.

Астраханская область уже приступила к разработке проекта нормативного правового акта о ведомственных целевых программах.

В результате реализации комплекса мероприятий по показателю B3 будут установлены для отдельных направлений расходов субъектов бюджетного планирования на трехлетний период четкие требования к срокам, объемам и качеству их реализации с возможностью применения инструментов контроля за соблюдением установленных заданий и принятия мер по административному и экономическому стимулированию исполнителей программ в зависимости от хода их исполнения.

4.2.3.2. План и этапы реформирования

В течение первого и второго этапов реализации Программы реформирования планируется произвести и завершить оценку содержания целей и задач, стоящих перед субъектами бюджетного планирования области. После формирования перечня целей и задач планируется установить плановые значения целевых показателей.

В ходе выполнения Программы нормативным правовым актом будет утвержден порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки объема расходов, предоставляемых главным распорядителям бюджетных средств, исходя из оценки уровня достижения результатов.

С учетом положений утвержденного порядка будет разработан ряд ведомственных целевых программ, направленных на эффективное предоставление бюджетных услуг, перечень и стандарты которых будут разработаны в ходе реализации мероприятий по показателям B1 и B2.

Разработанные проекты ведомственных целевых программ и утвержденные программы будут по мере их готовности публиковаться в средствах массовой информации и сети Интернет.

В результате реализации описанных выше мероприятий Астраханская область планирует обеспечить финансирование ведомственных целевых программ в объеме, превышающем 50% от суммы расходов областного бюджета без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий. Такого уровня невозможно достичь без формирования ведомственных целевых программ министерства финансов Астраханской области, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов. Астраханская область планирует разработку таких программ, показателями эффективности реализации которых будут рост эффективности использования средств муниципальными образованиями области, наличие системы стимулирования муниципалитетов к достижению стратегических целей развития области.

4.2.3.3. Ожидаемые результаты реализации мероприятий

Результатом реализации данного мероприятия должно стать ежегодное формирование расходов главных распорядителей средств областного бюджета на основе утверждаемых планов достижения целей и задач развития Астраханской области, роста показателей ее человеческого и социального капитала, а не индексация ранее осуществляемых расходов или неоправданное изменение объемов бюджетных средств на отдельные направления бюджетных расходов.

Получит дальнейшее развитие программно-целевой метод, как наиболее целесообразная форма расходов областного бюджета, ориентированного на результат. Будет осуществляться постоянный контроль целесообразности и эффективности реализации среднесрочных ведомственных программ расходов. Ожидается результативный эффект в виде оптимизации расходов, направленных на повышение эффективности предоставления бюджетных услуг, интенсификации продвижения к достижению стратегических целей развития области.

Наибольшую перспективу в этом отношении представляет создание согласованной системы целей между стратегическими целями развития области, отраслевыми (ведомственными) целями и частными целями поставщиков услуг. Рост согласованности целей разных уровней субъектов бюджетного планирования в сочетании с механизмами стимулирования на достижение цели будет являться одним из основных результатов, который планируется достичь в ходе реформ.

Планируемый уровень прогресса по показателю B3

Оценка текущего состояния

Планируемое состояние по результатам 1-го этапа

Планируемое состояние по результатам 2-го этапа

0

0

5

4.2.3.4. Альтернативные механизмы

Альтернативы реализации настоящего мероприятия состоят в осуществлении выбора подхода к реформам, направленным на повышение эффективности деятельности отраслей посредством реализации их целевых программ.

Одной из альтернатив может рассматриваться переработка действующих целевых программ с применением анализа соответствия цели планируемому результату без проведения оценки полученного эффекта. Эта альтернатива интересна с точки зрения незначительной потребности времени на ее реализацию, но она не учитывает реальный эффект.

Другой альтернативой может быть проведение анализа эффективности каждой из действующих целевых программ и завершение тех из них, эффективность которых мала либо отрицательна, либо неизмерима. Эта альтернатива имеет недостаток в виде отсутствия анализа адекватности цели, поставленной в программе, стратегической цели развития. Проблема, решаемая программой, и ее цель могут быть несущественны для целей развития области.