1. Комплексные целевые программы разрабатываются в виде единого документа, включающего в себя следующие разделы:
1) содержание проблемы, обоснование необходимости программной разработки;
2) основные цели и задачи, сроки и этапы реализации;
3) комплекс программных мероприятий и проектов, в том числе действующие отраслевые целевые программы;
4) механизм реализации программы, организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;
5) оценка эффективности реализации программы, предусматривающая разработку целевых индикаторов и показателей программы.
2. Государственным заказчиком комплексной целевой программы является специально уполномоченный орган исполнительной власти Астраханской области.
3. Финансирование комплексных целевых программ за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах ассигнований, выделенных на финансирование действующих отраслевых целевых программ, предусмотренных законом Астраханской области об областном бюджете на очередной финансовый год.".
Таким образом, в области установлена двухуровневая система целевых программ развития.
Верхний уровень обеспечивает решение программно-целевым методом задачи достижения стратегических целей социально-экономического развития. При этом программа социально-экономического развития области направлена на решение стратегических целей.
На следующем уровне стоят комплексные программы, цели которых достигаются посредством решения в сфере развития нескольких отраслей. По сути, комплексная программа является аналитической программой, так как объем ее финансирования составляет сумму объемов финансирования отраслевых программ, входящих в ее состав.
На практике же Астраханская область сталкивается с проблемами в отнесении той или иной программы к определенному виду (отраслевая, комплексная), а программа социально-экономического развития также является лишь аналитической, не предполагающей отдельного финансирования. Система такова, что все областные целевые программы направлены на достижение целей социально-экономического развития, а каждая в отдельности отраслевая программа предполагает достижение целей развития отрасли.
4.2.4.2. План и этапы реформирования
Существующая практика использования механизмов областных целевых программ должна быть усовершенствована (изменена) в ходе выполнения Программы реформирования, с тем чтобы обеспечить четкое систематизированное разграничение программ по видам в зависимости от того, относится ли конкретная программа к компетенции отдельного ведомства, либо результат программы (развитие области) достигается синергетическим результатом взаимодействия более одного ведомства, и ее исполнение требует межведомственной координации процессов разработки, согласования, финансирования и контроля исполнения.
В связи с вышеизложенным на первом и втором этапе планируется сформировать и утвердить специфический порядок разработки, реализации и мониторинга исполнения областных целевых программ, а также закрепить процедуру изменений (корректировки) или досрочного прекращения областной целевой программы по результатам ее реализации. При этом причинами корректировки или прекращения реализации могут быть:
- достижение установленных целей, потребность установления целей дальнейшего развития;
- корректировка содержания стратегических целей в связи с изменениями приоритетов развития (федеральных, областных);
- пересмотр параметров достижения заданных целей в связи с невозможностью их достижения в сложившихся условиях либо с выявлением возможности установления более высоких значений показателей достижения целей.
Для формирования эффективной системы достижения стратегических целей развития области целесообразным является разработка и утверждение требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям областных целевых программ развития.
По завершении реализации приведенных выше мероприятий будут разработаны одна или несколько областных целевых программ развития, в составе которых будут утверждены показатели непосредственных и конечных результатов этих программ, включающих показатели общественной и экономической эффективности их реализации по разработанной и утвержденной форме.
Для повышения прозрачности планируемых и осуществляемых процессов достижения стратегических целей развития области для всех заинтересованных сторон разработанные областные целевые программы будут публиковаться в СМИ и на портале исполнительных органов государственной власти Астраханской области в Интернете.
В связи с отсутствием в настоящий момент требований к стратегическим целям, тактическим задачам и целевым показателям сложно будет обеспечить соответствие фактических результатов, достигнутых в рамках региональных целевых программ на уровне не менее 70% от запланированных, в связи с тем, что, вполне вероятно, по состоянию на конец первого полугодия 2008 года оценить результаты (показатели достижения стратегических целей) выполнения программ, реализуемых в течение срока менее 1 года, будет затруднительно.
4.2.4.3. Ожидаемые результаты реализации мероприятий
Результатом реализации описанных выше мероприятий должна стать применимая на практике система инструментов, позволяющая обеспечивать достижение стратегических целей развития области посредством решения соответствующих тактических задач различными министерствами. Будет приобретен опыт согласованного взаимодействия между министерствами для достижения единой цели. Практика разработки областных программ может стать реальным стимулирующим эффективную деятельность инструментом конкуренции за финансирование между министерствами, при котором средства распределяются на основании оценки и в зависимости от вклада участника Программы в достижение установленного целевого результата.
Планируемый уровень прогресса по показателю B4 | |||
Оценка текущего состояния | Планируемое состояние по результатам 1-го этапа | Планируемое состояние по результатам 2-го этапа | |
1 | 1 | 4 |
4.2.4.4. Альтернативные механизмы и риски
С учетом того, что реализация областных программ развития предполагает участие в таких программах более одного субъекта бюджетного планирования, существует альтернатива в выборе пилотного состава таких участников. Состав участников может различаться существенно, от двух до более десяти. Кроме того, в состав могут входить участники как от областного, так и от муниципального уровней. Программа развития может распространять свое действие на всю территорию области или на территорию только пилотных муниципальных образований.