ГУБЕРНАТОР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 августа 2003 года N 378
О распределении финансовой помощи муниципальным образованиям области на выравнивание бюджетной обеспеченности
Признано утратившим силу:
Постановление Губернатора области от 29.10.2003 N 528 (НГР:RU30000200300439)
В целях реформирования межбюджетных отношений в Астраханской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
- основы взаимоотношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Астраханской области;
- методику распределения финансовой помощи муниципальным образованиям области на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- расчет индекса налогового потенциала муниципальных образований;
- расчет индекса бюджетных расходов для муниципальных образований.
2. Департаменту финансов Астраханской области (Евлашев) использовать вышеуказанную методику при формировании межбюджетных отношений областного бюджета с районными муниципальными образованиями и г. Астраханью.
3. Признать утратившими силу постановления Главы Администрации области от 05.12.2001 N 579 "О формировании межбюджетных отношений в Астраханской области на 2002 год" (НГР:RU30000200100321) и от 30.08.2002 N 436а "Об оценке доходных возможностей муниципальных образований" (НГР:RU30000200200386).
4. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня подписания.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А.
И.о. Губернатора области
А.А. Жилкин
Постановлением
Губернатора области
от 08.08.2003 N 378
ОСНОВЫ
Формирование взаимоотношений между бюджетом Астраханской области (областным бюджетом) и бюджетами муниципальных образований Астраханской области осуществляется на положениях налоговой и бюджетной политики предстоящего финансового года.
Межбюджетные отношения в Астраханской области основываются на принципах:
- оптимального и четкого разграничения расходных полномочий между региональным и местным уровнем бюджетной системы Астраханской области;
- четкого и стабильного разграничения налоговых полномочий и закрепления на долгосрочной основе нормативов регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Астраханской области;
- равенства бюджетных прав Астраханской области и бюджетных прав муниципальных образований;
- равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с областным бюджетом Астраханской области;
- сбалансированности бюджетов;
- обеспечения равного доступа граждан к бюджетным услугам через выравнивание уровней расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- взаимной ответственности.
Основными критериями разделения доходных источников и расходных полномочий между бюджетами разных уровней являются: стабильность, экономическая эффективность, территориальная мобильность средств, социальная справедливость, бюджетная ответственность.
Настоящие основы определяют взаимоотношения областного бюджета с бюджетами муниципальных образований по оценке доходных возможностей территории.
Основные используемые понятия и термины:
административно-территориальная единица области - территория
(муниципальное образование или его часть), имеющая установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и подведомственная собственным органам местного самоуправления или территориальному подразделению органа местного самоуправления;
- муниципальное образование области - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление; имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
- налоговый потенциал муниципального образования - максимально возможные объемы налоговых и неналоговых начислений на территории муниципальных образований в консолидированный бюджет области, определяемые параметрами социально-экономического развития на очередной финансовый год;
- налоговые доходы - объемы налоговых и иных приравненных к ним доходов, фактически поступивших в бюджеты муниципальных образований;
- налоговая база - совокупность стоимостных, физических и иных характеристик объектов налогообложения;
- налогооблагаемая база - налоговая база, величина которой скорректирована на сумму налоговых вычетов и льгот;
- коэффициент налоговых усилий - показатель, оценивающий эффективность деятельности органов местного самоуправления района по мобилизации доходов в консолидированный бюджет области;
- дефлятор - один из индексов роста цен, используемый в качестве коэффициента для оценки доходных возможностей территорий.
Оценка налогового потенциала районного муниципального образования осуществляется с помощью метода репрезентативной системы налогов.
Показатель налогового потенциала отражает обеспеченность муниципального образования налоговой базой, которая позволяет дать экономическую оценку ее возможностей по единому перечню налогов (суммарно по всем отраслям экономики либо по группам отраслей). Налоговый потенциал выступает основополагающим инструментом налогового и бюджетного планирования.
Указанный подход обеспечивает единство бюджетной системы, определяющей общий порядок расчета прогнозных показателей, как для областного, так и бюджетов муниципальных образований, и повышает заинтересованность органов местного самоуправления в максимальной мобилизации доходов с имеющейся на их территории налоговой базы.
Связь между оценкой налогового потенциала и прогнозом налоговых поступлений устанавливается с помощью средней репрезентативной налоговой ставки, которая рассчитывается как среднее по всем муниципальным образованиям соотношение между прогнозируемыми налоговыми сборами и налоговой базой, т.е. определяется с учетом среднего для региона индекса налоговых усилий.
Налоговый потенциал муниципального образования оценивается как объем налоговых доходов, который могут получить бюджеты муниципальных образований, если будут применять:
- одинаковые налоговые ставки (максимально возможные в соответствии с законодательством Российской Федерации),
- одинаковый объект налогообложения,
- одинаковые усилия по сбору налогов.
Налоговый потенциал представляет собой интегральный показатель объективно измеряющий доходные возможности муниципальных образований, учитывающий уровень и структуру экономического развития территории. Доходы муниципальных бюджетов определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы при сложившемся уровне собираемости налогов, а в зависимости от размера налоговых баз.
Показатель совокупного налогового потенциала используется только для сопоставления доходных возможностей территорий и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов муниципальных образований.
Методика оценки налогового потенциала при распределении выравнивающих трансфертов основана на принципах:
- создания стимулов для проведения на уровне муниципальных образований рациональной и ответственной налоговой и бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов;
- усиления заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала;
- разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов, по уровням бюджетной системы Астраханской области;
- предоставления средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований Астраханской области (ФФПМО) на основе объективных критериев бюджетной обеспеченности муниципальных образований, исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления;
- максимальной стабильности подходов и принципов предоставления средств ФФПМО, позволяющих органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально-экономическое развитие муниципального образования на перспективу;
- равенства бюджетных прав муниципальных образований.
Экономической основой для расчета налогового потенциала муниципальных образований являются:
- показатели налоговых баз и налоговых ставок по основным видам налогов, определяемых в соответствии с действующим законодательством;
- показатели прогноза социально-экономического развития районов области, определяющие динамику изменения основных доходных показателей бюджетов муниципальных образований;
- дефляторы ВРП и индексы роста потребительских цен, используемые в качестве коэффициента для оценки доходных возможностей районов по прочим налоговым и неналоговым доходам. При определении доходных возможностей на планируемый год применяются единые дефляторы, доведенные до субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России;
- коэффициент налоговых усилий, используемый для оценки объема налоговых ресурсов района. Этот показатель определяется по каждому налоговому и неналоговому доходу и является единым для оценки доходной базы каждого муниципального образования;
- показатели объема недоимок по налогам и сборам, объемам отложенных налоговых платежей (по реструктуризированным налоговым платежам, по реструктуризируемым доходам от реализации в связи с изменением стандарта налогообложения прибыли и др.), используемые для расчета коэффициента налоговых усилий.
Собственные доходы муниципальных образований формируются за счет отчислений от:
- федеральных и региональных налогов и сборов,
- закрепленных местных налогов и сборов;
- иных доходов.
Оценка собственных доходов муниципальных образований на планируемый год производится на основе действующего законодательства, планируемых нормативов отчислений и региональных налогов и сборов, иных доходов, показателей прогнозов социально-экономического развития.
Распределение доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, иных доходов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований осуществляется по нормативам, устанавливаемым законом Астраханской области об областном бюджете на очередной финансовый год, с учетом нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов и сборов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с особенностями закрепления отдельных видов налогов нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований устанавливаются на планируемый год или на долговременной основе (не менее чем на три года).
Срок действия указанных нормативов может быть изменен в случае внесения изменений в федеральное или региональное законодательство.
Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 7) (НГР:RU0000R199704341).
Основными принципами установления нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов являются:
- закрепление нормативов на долгосрочной основе;
- выравнивание уровней расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- равенство бюджетных прав муниципальных образований;
- заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении экономического и налогового потенциала территорий.
Выравнивание уровня расчетной бюджетной обеспеченности осуществляется в целях финансирования государственных социальных стандартов, обеспечивающих равноценный доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления.
Право на получение средств имеют муниципальные образования, расчетная бюджетная обеспеченность на одного жителя которых не превышает средний по региону уровень.
Принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований во взаимоотношениях с областным бюджетом предполагает установление единого порядка формирования для всех территорий региона нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в муниципальные бюджеты и оказание им финансовой помощи из областного бюджета на основе единой методики с учетом социально-экономических и иных особенностей муниципальных образований.
Принцип заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении экономического и налогового потенциала территории основывается на стимулировании развития реального сектора экономики на основе создания благоприятного инвестиционного и делового климата, обеспечивающего расширение налогооблагаемой базы и повышение налоговых поступлений в областной и муниципальные бюджеты.
Настоящие основы определяют межбюджетные отношения между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований по распределению средств областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Оказание финансовой помощи из областного бюджета бюджетам муниципальных образований может быть осуществлено в следующих формах:
- дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;