Недействующий

Об отраслевой целевой программе "Молодежь Астраханской области" на 2006 2009 годы

1. Оценка текущего состояния отрасли

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 25.06.2008 N 322-П НГР:RU30000200800566)

В настоящее время в Астраханской области проживает около 285,2 тысячи молодых граждан в возрасте 14-30 лет, что составляет 28% от всего населения области. Из них в возрасте от 14 до 20 лет - 109,3 тысячи человек (38,3% от числа молодежи области), 20-30 - летних - 175,9 тысячи человек (61,7%).

За истекший период была сформирована инфраструктура молодежной политики, в том числе создана сеть учреждений по делам молодежи. Проводились мероприятия по организации занятости, отдыха и досуга молодежи, различные конкурсы и фестивали, позволившие выявить талантливых и перспективных молодых людей и помочь им реализовать свой творческий потенциал, осуществлялась поддержка молодежных общественных объединений.

Однако предпринятые меры не смогли решить всех проблем, возникающих у молодежи. В молодежной среде наблюдаются такие негативные тенденции, как рост наркомании, алкоголизма, преступности, ухудшается здоровье молодых людей, высоким остается уровень молодежной безработицы. Отсутствие во многих населенных пунктах условий для организации досуга и занятости молодежи не позволяет молодым гражданам в полной мере реализовать свои возможности, создает условия для проявления различных социальных девиаций. В отдельных населенных пунктах наблюдаются вспышки экстремистских проявлений, межнациональной розни, а также случаи вовлечения молодежи в различные религиозные секты.

Одним из наиболее эффективных средств профилактики девиаций подростков и молодежи является организация их временной занятости на летний период. Однако в связи с изменением нормативной базы - законодательства о финансировании организации временной занятости подростков из средств федерального бюджета (приказы Минтруда России N 57, Минфина России N 21н от 25.03.2002 "Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета"), необходимо привлечение средств областного бюджета.

В современных реальных условиях весьма нелегко привлечь граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом, к участию в делах, основанных на проявлении гражданской активности и патриотизма. Старые подходы к решению данной проблемы, основанные на принуждении, безвозвратно ушли в прошлое, а новые пока недостаточно эффективны и не носят массового характера. Сложившаяся система деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, Российской оборонной спортивной технической организации - РОСТО (ДОСААФ), общественной организации областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов по гражданско-патриотическому воспитанию и физическому развитию, по сохранению лучших боевых и трудовых традиций нашей Родины в основном опирается на энтузиазм и умение выполнять свою работу независимо от наличия финансовых средств. Дальнейшее развитие этой деятельности должно вестись в тесном сотрудничестве с учебными заведениями, молодежными объединениями, военными комиссариатами и воинскими частями, правоохранительными органами и всеми заинтересованными организациями Астраханской области. Необходимо развивать общественные объединения, которые оказали бы существенную помощь в реализации данной деятельности.

Именно поэтому одним из основных направлений государственной молодежной политики является развитие общественного движения и увеличение общественной составляющей в работе с молодежью. Необходимо проведение мероприятий, направленных на рост числа общественных молодежных объединений, поддержку в реализации социально значимых проектов и программ. Наиболее эффективным способом поддержки общественного движения является проведение грантовых конкурсов, для чего необходимо более активно привлекать спонсоров.

Требуют решения вопросы информационного, кадрового и методического обеспечения реализации государственной молодежной политики. Остается низким уровень информированности молодых граждан о своих правах, о возможностях обучения, трудоустройства, организации досуга и т.д. Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных кадров в сфере молодежной политики.

Это обусловливает необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи молодежи. Необходимо совершенствовать организацию досуговых мероприятий, создавать условия для поддержки и развития одаренной и талантливой молодежи.

Особого внимания требуют проблемы студенческой молодежи. Нарушаются права студентов на проживание в общежитиях учебных заведений, льготное питание, качественное медицинское обслуживание, дальнейшее трудоустройство по специальности. В обязательной социальной поддержке нуждаются студенты-инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей, бывшие воины-интернационалисты и военнослужащие, участвовавшие в вооруженных конфликтах на территории России и стран ближнего зарубежья.

Требует решения проблема развития движения студенческих отрядов. Большинство лагерей труда и отдыха разрушены или находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Необходимы организация деятельности штаба студенческих отрядов и проведение мероприятий, способствующих расширению межрегионального сотрудничества в данном направлении.

Отраслевая целевая программа "Молодежь Астраханской области" на 2006-2009 годы, включающая в себя подпрограммы "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2006-2009 годах" и "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2006-2009 годах", призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию сферы молодежной политики, а также оказать государственную поддержку молодым семьям в решении жилищных проблем для улучшения демографической обстановки в области. Устойчивое социально-экономическое развитие области требует возрастания роли молодежи и увеличения ее вклада в жизнь общества.

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004 особо отмечается, что в современных условиях в России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности. Одной из основных задач Президент Российской Федерации ставит пропаганду здорового образа жизни, профилактику алкоголизма и наркомании, уточняя, что это прежде всего вопросы региональные и муниципальные. Большое значение Президент Российской Федерации уделяет вопросам воспитания в гражданах Российской Федерации нравственности и понимания важности ценностей демократии.

Именно поэтому особую актуальность приобретают вопросы работы с молодежью по формированию условий для наиболее полной социализации и самореализации молодых граждан, проживающих в Астраханской области, привлечению их к проведению социально-экономических и общественно-политических преобразований в области, обеспечению жильем. Степень эффективности участия молодых людей в этих процессах определяется тем, насколько молодежь:

- разделяет цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

- обладает необходимыми личными, образовательными, профессиональными качествами и возможностями их реального применения в социально-политической практике.

Основными участниками подпрограммы "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2006-2009 годах" являются молодые граждане в возрасте 14 - 30 лет, а именно: учащаяся молодежь (14-18 лет) , студенческая молодежь (16-23 года) ,безработная молодежь (14-30 лет), молодежь "группы риска" (14-20 лет), молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации (14-30 лет), работающая молодежь (16-30лет), молодежь, занятая в деятельности общественных организаций (14-30 лет), молодежь с ограниченными возможностями развития (14-30 лет), армейская молодежь (18-30 лет), допризывная молодежь (14-27 лет), сельская молодежь (14-30 лет) и т.д. Участниками подпрограммы также являются родители, социальные педагоги, лидеры общественных организаций и т.д.

Продолжают сохраняться следующие негативные тенденции, связанные с положением молодых семей: снижается количество браков, высоким остается показатель количества разводов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на воспроизводстве населения; растет число детей, рожденных молодыми женщинами вне брака, что способствует широкой распространенности социального сиротства; большинство молодых семей не в состоянии самостоятельно обеспечивать уровень доходов, достаточный для их стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отмечается: "еще одна общенациональная проблема - это низкая рождаемость. В стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства. Создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей".

За 2004 год общий уровень рождаемости по области составил 12,4 (на 1000 населения) против 12,0 в 2003 году. Число зарегистрированных браков за 2004 год снизилось на 8,4% по сравнению с 2003 годом, на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 604 распавшихся. Численность населения в области продолжает снижаться в среднем почти на 3 тысячи человек в год и на 01.01.2005 она составила 998 тысяч человек.

Как показывают социологические исследования, жилищная проблема волнует 87% молодых людей. По мнению 79% респондентов (было опрошено 2 тысячи молодых людей), основной причиной разводов и нежелания иметь детей в молодых семьях является отсутствие жилья.

Повышение смертности и низкий уровень продолжительности жизни сопряжены с растущими потерями человеческих ресурсов, что наносит колоссальный ущерб обществу. Низкая рождаемость последнего десятилетия обусловила значительное снижение доли лиц младше трудоспособного возраста.

Важное социально-экономическое значение имеет показатель нагрузки населения рабочих возрастов детьми и пожилыми людьми, то есть неработающей частью населения. За счет роста в общей численности доли лиц трудоспособного возраста, обусловленного большим притоком в него молодежи 80-х и меньшим оттоком поколения 40-х годов, общая демографическая нагрузка снизилась. Согласно статистическим прогнозам, снижение демографической нагрузки будет продолжаться до 2006 года, после чего до 2015 года нагрузка будет только увеличиваться, что приведет к росту затрат на социальное обеспечение и социальное обслуживание.

Таким образом, период 2006-2009 годов при всех прочих условиях является периодом наибольшего благоприятствования для решения демографических проблем. Необходимо учесть, что 3/4 общего числа детей в стране рождаются у родителей моложе 30 лет. В связи с этим для улучшения демографической ситуации в стране необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.

В Астраханской области на 01.01.2004 проживало более 50 тысяч молодых семей. В органах местного самоуправления в очереди на улучшение жилищных условий в настоящее время состоит более 18 тысяч молодых семей (муниципальные программы допускают, что в молодой семье одному из супругов не более 30 лет, включая неполные семьи).

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в оказании поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

В связи с этим подпрограмма предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций демографической ситуации в Астраханской области.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.

Участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2006-2009 годах" являются молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.