Актуальность информатизации, как процесса, происходящего в государстве и обществе, и как инструмента повышения эффективности взаимодействия государства и общества, многократно возросла за последнее десятилетие.
По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Наряду с этим высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке. Но, несмотря на это, остается низким уровень предоставления государственных услуг в электронном виде, обеспечивающем получение услуги организацией или гражданином без непосредственного посещения органа государственной власти.
Требуется создание новой формы организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов - электронного правительства. Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.
Автоматизированные информационные системы способствуют повышению эффективности обработки управленческой информации: ускоряют темпы сбора данных, позволяют применять различные методики анализа и представления данных, обеспечивают надежное архивное хранение.
Реализован первый этап создания единой системы электронного документооборота в администрации Губернатора Астраханской области и исполнительных органах государственной власти Астраханской области (запущено 100 автоматизированных рабочих мест). Внедрение системы электронного документооборота призвано обеспечить повышение оперативности и качества работы с документами, снижение трудозатрат, усиление контроля исполнения и создание условий перехода от традиционного бумажного документооборота к электронному документообороту.
При внедрении информационных систем обязательным элементом проектов является подготовка и аттестация специалистов - администраторов и операторов информационных систем.
Доля исполнительных органов государственной власти Астраханской области, имеющих официальное представительство в сети Интернет, доведена до 100%. Также представлены в глобальной сети ресурсы органов местного самоуправления Астраханской области.
Разработаны и представлены в открытом доступе интернет-ресурсы социальной сферы, сельского хозяйства, культурного наследия, государственного заказа и инвестиционных предложений. Развивается специализированный портал сервисов органов государственной власти Астраханской области www.service.astrobl.ru, предназначенный для обеспечения повышения качества и доступности государственных услуг, а также более эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, граждан и организаций. В 2009 году количество сервисов превысило 150. Расширена классификация сервисов, появились такие направления, как: "Государственная регистрация", "Образование", "Занятость", "Историко-культурное наследие", "Транспорт", "Налоги"; размещены справочники административных регламентов по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций. Работает интернет-приемная, представлен модуль голосования.
Потребность в расширении спектра информации, представляемой в обязательном порядке государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, обусловлена изменениями в законодательстве Российской Федерации (Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (НГР:RU0000R200900282)). Необходимо выполнение комплекса работ по развитию интернет-ресурсов, предполагающего не только техническую поддержку и периодическую модернизацию, но и мероприятия по продвижению ресурсов Астраханской области в сети Интернет и оптимизации доступа к ним пользователей.
Для создания единой технологической инфраструктуры, информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Астраханской области организованы коммуникационные каналы для подключения всех исполнительных органов государственной власти Астраханской области и администраций муниципальных районов Астраханской области к VPN -сети. Создан технологический макет унифицированного решения (с применением средств шифрования), обеспечивающего необходимый уровень защиты каналов передачи данных. Требуется его тиражирование на всех объектах подключения.
Для антивирусной защиты технологической инфраструктуры исполнительных органов государственной власти Астраханской области используются средства, имеющие сертификат Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
Существующая локальная сеть не соответствует стандартам, принятым в IT-индустрии; возникают частые перебои в работе коммуникационного оборудования, организация подключений к сети хаотичная. Серверное ядро сети не обеспечивает моментальный запуск новых систем, отсутствует выделенное хранилище данных.
В 2008 году разработан проект модернизации сетевой инфраструктуры. Требуется его реализация с последующим переходом на современные технологии, обеспечивающие более эффективное использование существующих серверных ресурсов и подключение новых технологических элементов без нарушения работоспособности систем.
В целях повышения эффективности управления процессом информатизации в Астраханской области проводится мониторинг использования информационных технологий в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Астраханской области, в рамках которого обеспечивается контроль за ходом выполнения проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в применении информационных технологий, формируются предложения по корректировке государственной политики. Для формирования более полной и детализированной картины развития ИКТ в регионе целесообразно организовать проведение комплексных исследований, затрагивающих вопросы применения ИКТ не только органами государственной власти области, но и бизнес-структурами, общественными организациями и населением.
Во всех исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Астраханской области определены сотрудники, ответственные за развитие информационных технологий.
Для координации усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Астраханской области, предприятий и организаций в области развития информатизации при Правительстве Астраханской области создана комиссия по развитию информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности на территории Астраханской области.
Программа включает систему организационных, нормативно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих переход на электронную форму взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области с населением и организациями (высшая стадия развития электронных сервисов). Это обеспечит большую информационную открытость власти области, будет стимулировать широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах деятельности и способствовать информационному обмену между субъектами информационного общества Российской Федерации и, в частности, Астраханской области.
Основным механизмом реализации государственной политики и интеграции процессов информатизации является отраслевая целевая программа "Информатизация Астраханской области в 2010 году".
Программа включает мероприятия по анализу процессов информатизации в Астраханской области, разработке и внедрению информационных систем, предоставлению информационных сервисов населению, продвижению областных интернет-ресурсов и оптимизации доступа к ним, повышению информационной культуры населения, формированию кадрового потенциала, модернизации телекоммуникационных узлов, развитию сетей передачи данных, упорядочению использования лицензионного программного обеспечения, обеспечению защиты информации, современному оснащению автоматизированных рабочих мест в исполнительных органах государственной власти Астраханской области.
Использование программно-целевого метода при развитии ИКТ позволит:
- обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета Астраханской области и привлекаемых из внебюджетных источников, для решения задач в области развития и использования ИКТ;
- проводить единую техническую политику при решении задач использования информационных и коммуникационных технологий для развития Астраханской области;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и внедрение ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в области ИКТ, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
- обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в сфере развития и использования ИКТ.